Air Force One: какими самолетами летали президенты США до Boeing 747?

Air Force One, пожалуй, самый узнаваемый самолет в мире. Но это не один самолет и даже не пара Boeing 747-200B, используемых нынешней администрацией. Это любой самолет с президентом, а их было немало.

Что такое Air Force One?

Air Force One
Air Force One

Air Force One – это не конкретный самолет. Это, скорее, обозначение, присваиваемое любому самолету в ВВС США, на борту которого находится президент. Если быть точным, то Air Force One – это позывной, используемый самолетом, на борту которого находится президент. Новый позывной для президентского самолета появился после недоразумения с гражданским рейсом. Дело в том, что некоторое время назад президентскому борту присваивался один из действующих гражданских номеров рейсов. И вот однажды в 1953 году в одном воздушном пространстве оказались два самолета с одинаковыми позывными: президентский борт и борт авиакомпании Eastern Airlines с аналогичным номером рейса (8610).Чтобы избежать дальнейшей путаницы в будущем, все полеты президентских самолетов с тех пор выполнялись как Air Force One.

Air Force One
Air Force One

Сегодня флот самолетов, которые перевозят президента США и первых лиц страны, включает в себя пару модифицированных Boeing 747-200B с бортовыми номерами 28000 и 29000. Эти культовые бело-голубые самолеты, получившие обозначение VC-25A в ВВС, с 1991 года перевозили президента и сопровождающих его лиц, обслуживая администрацию Джорджа Буша, Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего, Барака Обамы, Дональда Трампа и Джо Байдена. Интересно, что когда на самолете президента летит вице-президент или спикер конгресса США, позывной меняется на Air Force Two.

Авиалайнер VC-25A имеет дальность около 8000 миль (12000 км) и может быть заправлен в полете (хотя это никогда не использовались на практике). Оба президентстких 747-х оснащены современными системами безопасности и защиты, телекоммуникационным комплексом, помещениями вместимостью до 70 пассажиров и экипажем из 26 человек, а также различными помещениями: конференц-залами, столовыми, медицинским отсеком.

Air Force One
Air Force One

Помимо Boeing 747-200, в президентсткий парк входит модифицированный Boeing 757-200, получивший обозначение C-32. Этот самолет может вместить меньше пассажиров, но оборудован практически так же, как и его старшие собратья.

Первый президентский самолет – Boeing 314 Clipper

Air Force One
Air Force One

Самым первым президентом, совершившим полет при исполнении служебных обязанностей, был Франклин Д. Рузвельт. До него у президента США не было своего самолета. И Рузвельт в январе 1943 года полетел на конференцию в Касабланке на коммерческом Boeing 314 Clipper. Это был самолет- летающая лодка, выполняющая регулярные рейсы для компании PanAm.

После этого полета у руководства ВВС США появилась задача создать для президента США собственный самолет, который бы обеспечивал должный комфорт и безопасность первому лицу страны. Для этих целей выбрали военно-транспортный самолет C-87A и переоборудовали его в пассажирский вариант. После переоборудования самолет получил наименование Guess Where II. Однако, протестировав самолет, секретная служба не позволила президенту подниматься на его борт, мотивировав это недостаточными мерами безопасности. И для президента США сделали другой самолет.

Священная корова

Air Force One
Air Force One

Секретная служба приступила к переноборудованию самолета Douglas C-54 Skymaster для перевозки президента. Прозванный “Священной Коровой” и обозначенный как VC-54C, самолет имел на борту спальный отсек, радиотелефон и даже лифт, чтобы поднять Рузвельта на борт в его инвалидной коляске. Президент Рузвельт использовал “Священную корову” только однажды, во время поездки на Ялтинскую конференцию в 1945 году, перед своей смертью.

Следующий после Рузвельта президент – Гарри Трумэн, – несколько раз летал наVC-54C и, в частности, подписал на борту самолета Закон о национальной безопасности 1947 года. Сейчас этот самолет хранится в Музее ВВС США в Огайо.

“Независимость” Трумэна

Air Force One
Air Force One

Гарри Трумэн недолго использовал “Священную корову”, взяв на себя инициативу переоборудовать другой самолет для своих нужд. В качестве базы был использован коммерческий пассажирский DC-6. После переоборудования, на самолете появились каюта для президента в кормовой части салона, саолн, который мог вмещать 24 человека или превращаться в 12-ти местную спальню. На президентском самолете появились некоторые технологические усовершенствования, такие как винты с изменяемым шагом, автопилот, метеорологический радар и большие топливные баки.

Авиалайнер был окрашен в довольно привлекательную ливрею со стилизованным изображением орла и перьями на хвосте. В ВВС президентсткий самолет получил обозначение VC-118 и был принят в эксплуатацию в 1947 году. Гарри Трумэн же назвал свой самолет Independence. Самолет использовался до 1953 года и сейчас хранится в музее ВВС в Огайо.

Эйзенхауэр и “Колумбины”

Air Force One
Air Force One

Когда Эйзенхауэр занял пост главнокомандующего, он, как и его предшественник, пожелал обновить президентсткий самолет. Выбор пал на новый пассажирский лайнер Lockheed C-121 Constellation, который после модификации в президентсткий борт получил обозначение VC-121E, а Эйзенхауэр окрестил его Columbine II. Новый президентский самолет пробыл в эксплуатации только год, и именно он стал героем ситуации в небе, после которой появился позывной Air Force One.

В 1954 году появился улучшенный пасажирский самолет производства Lockheed – Super-Constellation, и Эйзенхауер решил поменять президентсткий самолет. Новый президентсткий Super-Constellation – более длинный, быстрый и комфортабельный самолет, – получил имя Columbine III.

Air Force One
Air Force One

А в 1959 году президент Эйзенхауер вновь решил поменять президентсткий самолет. На этот раз его сделали на основе первого реактивного дальнемагистрального авиалайнера Boeing 707 Stratoliner, получившего обозначение VC-137A и уже традиционное имя от президента. Но на этот раз Эйзенхауер окрестил самолет не лоличным Columbine IV, а назвал его Queenie. Интересно, что реактивный “Боинг” не сразу стал основным самолетом президента, а в качестве “борта №1” проработал до 1996 года. Еще одной особенностью Queenie стала окраска: самолет был окрашен в ярко-оранжевый цвет.

Первый заказной президентский самолет – Боинг 707

Air Force One
Air Force One

Президент Джон Ф. Кеннеди стал первым президентом, который летал на самолете, который был специально построен как президентский авиалайнер. Его Air Force One представлял собой модифицированный Boeing 707 с бортовым номером 26000. Обозначенный VC-137C, он поступил в эксплуатацию в 1962 году и стал первым самолетом в культовой и уже привычной раскраске Air Force One.

Промышленный дизайнер Раймонд Лоуи создал дизайн, а также логотип, который до сих пор можно увидеть на обеих сторонах президентских самолетов. Он стал общепризнанным символом власти и престижа Америки. Именно на этом самолете из Далласа в Вашингтон было доставлено тело убитого Кеннеди. На этом же самолете был приведен к присяге следующий президент США – Линдон Джонсон.

Boeing 707 оставался основным Air Force One для многих других президентских администраций, включая Никсона, Форда, Картера, Ригана и Джорджа Буша-старшего. В 1972 году был введен в эксплуатацию еще один президентский Boeing 707 с бортовым номером 27000. Оба авиалайнера служили до 1990 года, когда на смену им пришли два Boeing 747.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.