«Двери закрываются»: западная авиаиндустрия столкнулась с зеркальным эффектом санкций против России

Западные лизинговые компании, имеющие контракты с российскими авиакомпаниями, практически смирились с потенциальной потерей сотен самолетов в России, поскольку страна быстро принимает меры по сохранению своих авиационных активов в ответ на санкции Евросоюза и США. И эти меры так же угрожающи для самого западного рынка авиаперевозок: из-за большого количества дешевых самолетов, растущих цен на нефть, необходимости искать альтернативы трансазиатским маршрутам иностранные авиакомпании могут сильно сократить свой бизнес, а некоторые игроки — даже уйти с этого рынка.

Как пишет издание Airline Weekly, c тех пор, как 25 февраля ЕС ввел санкции против России, лизинговым компаниям удалось вернуть небольшую часть самолетов. Но Россия быстро приняла меры для защиты своих авиационных активов, в том числе разрешила авиакомпаниям перевести самолеты, зарегистрированные за границей, в российский регистр. Российское правительство рекомендовало перевозчикам не летать на иностранных самолетах за пределы страны, чтобы избежать риска конфискации. Этой рекомендации сейчас следуют все крупные российские авиаперевозчики, с 6 марта остановившие все полеты за рубеж. «Двери закрываются», — заявил на конференции ISTAT Americas главный юрисконсульт Aircastle Кристофер Бирс, говоря о возможности арендодателей изъять свои самолеты у российских авиакомпаний.

По данным Cirium’s Fleet Analyzer, российские авиакомпании в феврале 2022 года эксплуатировали 861 самолет, из которых 695 самолетов западного производства, в том числе 304 модели Airbus и 332 модели Boeing. Иностранные лизинговые компании AerCap, SMBC Aviation Capital и Air Lease Corp предоставили российским перевозчикам 515 самолетов общей стоимостью примерно 10 млн долларов, пишет Airline Weekly. «Более 500 самолетов остаются на территории России, арестованы и возвращены лизингодателям не более дюжины из всего парка», — уверен Дин Гербер, исполнительный вице-президент и главный юрисконсульт компании по финансированию самолетов Valkyrie BTO Aviation. — «Реальность такова, что к этим 500 самолетам западных лизинговых компаний нет никакого доступа, вернуть их практически невозможно».

Интересно, что лизинговые компании не смогут заработать и на тех самолётах, которые удалось вернуть.

Так как они возвращались через арест, на такие борты отсутствует документация, в которой содержатся данные, например, о техническом состоянии. «Без записей о самолетах, большинство из которых до сих пор хранятся на бумаге, а не в электронном виде, самолет „имеет очень небольшую ценность“. Отсутствие документации ставит перед самолетом реальные вопросы безопасности и летной годности», — считает партнер Clifford Chance Эмили Викер. По ее мнению страховые претензии по самолетам, находящимся в России, также могут занять «годы», уверены эксперты.

Тем не менее, экономические и промышленные последствия возникшего в конце февраля кризиса уже распространились на всю мировую авиаотрасль.

Так, закрытие российского воздушного пространства для большинства крупных мировых перевозчиков нарушило многие дальнемагистральные рейсы в Азию. Finnair, которая рассчитывала на полеты над Россией на большей части своей дальнемагистральной сети, будет выполнять рейсы в Шанхай, Сеул и Токио с дополнительным полетным временем не менее трех часов по маршрутам в обход России, когда они возобновятся в конце марта. Это дополнительное время полета потребует больше топлива и дополнительных самолетов и — если запрет на полеты останется в силе — поставит под угрозу сам бизнес Finnair, соединяющий Европу и Азию. Другие перевозчики, в том числе Nippon Cargo Airlines и United Airlines, отказались от трансконтинентальных полетов или приостановили их на неопределенное время.

Но уже сейчас очевидны и более серьезные проблемы для западной авиаотрасли: цены на нефть и другие энергоносители на фоне развивающегося кризиса и санкционной войны резко выросли. Нефть марки Brent в первую неделю марта закрепилась на отметке в 136 долларов за баррель, что на 61% больше, чем в начале 2022 года. Дальнейший рост цен на нефть может привести к сокращению провозных мощностей, отмене маршрутов и полетных программ, сокращению флотов авиакомпаний, а то и вовсе — к закрытию некоторых из них. И в таких условиях ждать восстановления пассажирских перевозок до уровня 2019 года не приходится. Главное — сохранить саму отрасль, как есть.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.