Doulos

Doulos Phos: старейшее в мире торговое судно с интересной судьбой

Как долго может плавать современное торговое судно? В случае с лайнером Doulos — это впечатляющие 95 лет. Судно, построенное в 1914 году как торговый пароход для навалочных грузов, закончил карьеру в 2009 году как пассажирское судно. Но корабль не был отправлен на слом, а переоборудован в отель, и продолжает службу. Но обо всем по порядку.

Судно было построено в 1914 году как Medina, обычное грузовое судно, для американской судоходной компании Mellori Line. Довольно ничем не примечательное судно тоннажем 5426 тонн и длиной 121,3 метра, Medina и однотипная с ней Neches, были построены по проекту известного военно-морского инженера Теодора Ферриса. Оба судна строились на военной верфи Newport News Shipbuilding & Dry Dock Co, которая позже произвела много известных судов, таких как United States.

В течении 30 лет торговое судно совершало рейсы между Нью-Йорком и Техасом, работало военным транспортом в обеих мировых войнах и к 1948 году уже готовилось покинуть службу и отправиться на слом. Но потребность в исправных грузовых кораблях отсрочило это событие и Medina некоторое время продолжила перевозить генеральные грузы между портами США.

В конце 1948 года судно было выкуплено генуэзской компанией, которая перестроила грузовое судно в пассажирский лайнер. Во внешний облик судна были внесены существенные изменения: появился наклонный клиперный нос, бортовые иллюминаторы, массивная надстройка с пассажирскими и общественными помещениями. Фактически новый корабль в старом корпусе мог принимать на борт до 900 пассажиров, был переименован в Roma и поставлен на регулярную пассажирскую линию между Генуей и Нью-Йорком. Но у новых владельцев бизнес не пошел, и Roma был выставлен на продажу в 1952 году.

SS Roma
SS Roma

Судно было приобретено итальянской компанией Costa Lines в 1953 году и переименовано в Franca C. Новый владелец провел еще одну модернизацию судна, улучшив пассажирские помещения и заменив паровые машины и котлы на дизели, что улучшило экономичность лайнера. До конца 50-х годов Franca C под флагом Costa Lines ходило на регулярных маршрутах между портами Италии и Южной Америки. Однако в конце 50-х компания приняла решение снять Franka C с регулярных линий и переоборудовать его в круизный лайнер.

После модернизации, которая включала переоборудование пассажирских кают и салонов, их украшение современными произведениями искусства итальянских дизайнеров, Franca C, вышла на круизные линии в Средиземном и Карибском морях. В этом статусе судно оставалось следующие 20 лет, работая в среднем ценовом сегменте. Но в середине 70-х Costa Lines выставила судно на продажу, предварительно в очередной раз проведя его модернизацию и заменив судовые дизели на более современные.

Лайнеру Franca C на тот момент было уже 60 лет, и оно стало рекордсменом по непрерывной службе. Поэтому покупателями были в основном судовые брокеры, которые желали отправить ветерана на утилизацию. Но удалось найти и покупателя, который предполагал дальнейшее использование старого пассажирского судна. Новым владельцем стала миссионерская организация Operation Mobilisation, основной задачей которой были христианские миссии и распространение христианства по всему миру.

Судно было переименовано в Doulos (с греческого — «прислужник»), и было отправлено в нескончаемое кругосветное путешествие. Doulos переходил из порта в порт, брал на борт адептов религии, а миссионеры организации — распространяли проповеди и христианскую литературу в каждом порту стоянки.

В 2008 году, с ужесточением правил SOLAS, эксплуатация судна без соответствующей модернизации стала невозможна: на модернизацию корабля было необходимо найти почти $10 млн, таких денег у владельца не было. Судно, находившееся в Сингапуре, разукомплектовали и законсервировали для хранения, одновременно объявив о его продаже.

Поступило множество предложений, и один из участников торгов, местный бизнесмен по имени Эрик Со, который ранее управлял плавучим рестораном на набережной Сингапура, заключил партнерство с религиозной организацией, чтобы совместно приобрести судно и превратить его в плавучую церковь. Мистеру Со нужно было обеспечить постоянную стоянку, и, поскольку подходящей пристани в Сингапуре не оказалась, он заключил сделку с стивидорной компанией, чтобы доставить Doulos в Бинтан, пригородный курортный поселок, расположенный на островах Риау.

Мистер Со расторг сделку с религиозной организацией и решил сделать из судна плавучий отель, переименовав его в Doulos Phos. Для этих целей в Бинтане был построен слип, на который и вытащили судно, укрепив его множеством подпорных конструкций.

Четыре года спустя Doulos Phos принял своих первых гостей в качестве отеля. На судне была проведена грандиозная модернизация: были созданы новые общественные помещения, включающие бар и лаундж в носовой части судна, большое пространство для проведения мероприятий на солнечной палубе, 100 новых кают повышенного класса в корпусе судна, СПА-салон. Однако большинство помещений нового отеля находятся не на корабле, а вокруг него: просторный ресторан рядом с кормовой частью судна, панорамный бассейн, выходящий на Сингапурский пролив, бунгало и виллы вдоль побережья. А для соединения основных сооружений с судном, стоящем на берегу, была построена панорамная галерея.

Многие помещения лайнера, списанного на берег, превратили в музей: так, сохранились и доступны для посещения машинное отделение, ходовой мостик, некоторые общественные и служебные помещения.

Круизный лайнер Doulos прослужил 95 лет в качестве торгового судна. И рекорд этого судна с очень интересной и витиеватой судьбой все еще не побит: на сегодняшний день старейшим судном, которое продолжает службу, считается круизный лайнер Astoria: ему «всего» 70 лет.