Русский клипер: откуда взялся потомок «Катти Сарк» в русском флоте?

Последние клиперы совершили свои коммерческие рейсы в конце 60-х годов XIX века: их место заняли более надежные и вместительные пароходы. Между тем, крупные парусные суда продолжали активно использоваться на каботажных линиях и в военно-морских училищах. Самым знаменитым клипером, пожалуй, является английский «Катти Сарк», установленный на вечную стоянку в Гринвиче.

Русский клипер: откуда взялся потомок «Катти Сарк» в русском флоте?

Казалось, с приходом пароходов, о клиперах можно забыть. И уж тем более — о клиперах в русском флоте. Однако был в русском флоте и свой клипер — барк «Великая Княжна Мария Николаевна». Конечно, никто не строил такое крупное парусное судно специально для России: его купили у англичан, которые в этом типе судов знали толк.

Русский клипер: откуда взялся потомок «Катти Сарк» в русском флоте?

Итак, в 1899 году Россия приобрела у одной из судоходных компаний Англии клипер Hesperus за 9 тысяч фунтов стерлингов. Клипер отправили в Одессу и приписали к Одесскому училищу торгового мореплавания. Отныне Hesperus именовался «Великая Княжна Мария Николаевна», а род его занятий сменился с чайных и хлопковых рейсов на учебные поход с практикантами.

Русский клипер: откуда взялся потомок «Катти Сарк» в русском флоте?

Клипер Hesperus был построен на верфи известного кораблестроителя Роберта Стила в Гриноке, Шотландия, в 1873 году. Его первым владельцем была компания Orient Line, которая заказала новый клипер взамен уже отслужившего свое судна Yatala.

Русский клипер: откуда взялся потомок «Катти Сарк» в русском флоте?

Судно имело железный корпус, полное парусное вооружение трехмачтового барка. Оно вышло на маршруты между Англией и Австралией 18 июля 1877 года: ее первым грузом были каторжники и переселенцы, департированные из метрополии в Австралию. Под флагом Orient Line Hesperus работал до 1890 года, когда его перекупила другая судоходная компания — «Australian Line» Девитта и Мурра.

Русский клипер: откуда взялся потомок «Катти Сарк» в русском флоте?

Нужно сказать, что Hesperus отлично справлялся со своими обязанностями, у него были даже собственные рекорды, что причисляет его к плеяде лучших парусных судов своего времени. Например, в 1894 году клипер совершил переход из Ливерпуля в Мельбурн за 81 день, когда обычно на такой переход тратилось 90 — 94 дня.

Русский клипер: откуда взялся потомок «Катти Сарк» в русском флоте?

Так или иначе, в 1899 году Hesperus поменял флаг, название и род деятельности и стал первым русским клипером.

Русский клипер: откуда взялся потомок «Катти Сарк» в русском флоте?

Парусник становился на рейде Одессы в 20-х числах мая, и начиналась его погрузка: грузили припасы, оборудование, после чего на борт поднимались офицеры-преподаватели и курсанты. Свой рейс клипер начинал с перехода в Феодосию, а после — в Геленджик. Все это время у курсантов были шлюпочные учения. Далее маршрут пролегал вдоль побережья Кавказа с посещением портов в Туапсе и Сухуме и выходами далеко в открытое море.

Русский клипер: откуда взялся потомок «Катти Сарк» в русском флоте?

А в конце августа начинался второй рейд учебного клипера, в течении которого судно посещало порты Бургас, Стамбул, Синоп и Трабзон, а также выходило далеко в море для продолжительного крейсерства. Навигация заканчивалась в начале октября, когда все практиканты списывались на берег в Одессе.

Русский клипер: откуда взялся потомок «Катти Сарк» в русском флоте?

Судно пережило первую мировую войну, и после нее было сначала интернировано в Турции, а после, в 1921 году, — снова сменило владельца. Новым хозяином судна стала английская компания London Steamship and Trading Co., а само судно переименовали в Silvana и поставили на регулярные грузовые рейсы по Средиземному морю.

Русский клипер: откуда взялся потомок «Катти Сарк» в русском флоте?
Русский клипер: откуда взялся потомок «Катти Сарк» в русском флоте?

Клипер в этот период времени уже не отличался скоростью и маневренностью, что его, в итоге и погубило: судно попало в сильнейший шторм в районе Генуи, получило серьезные повреждения и, добравшись до порта, было оставлено экипажем.

Оригинал опубликован в блоге на сервисе ЯндексДзен