В Норвегии завершили расследования опасного инцидента с лайнером Viking Sky в 2019 году

Норвежское управление по расследованиям в области безопасности (NSIA) опубликовало свой отчет о крупной аварии энергетической установки круизного лайнера Viking Sky 23 марта 2019 года, вследствие которой судно чуть было не выскочило на камни. В отчете подчеркивается, что инцидент «потенциально мог перерасти в одну из самых серьезных катастроф на море» за последнее время.

В своем отчете NSIA приходит к выводу, что судно с 1374 пассажирами и командой на борту совершало кругосветное плавание. Viking Sky сел бы на мель, если бы поломка двигателя не была вовремя устранена. «Это подчеркивает важность сохранения тяги и управляемости на крупном морском судне», — предупреждается в отчете.

Напомним, 23 марта 2019 года у норвежских берегов в условиях штормовой погоды и сильного ветра, круизный лайнер полностью потерял ход на 39 минут. За это время, прежде чем экипаж смог восстановить подачу энергии и начать движение со скоростью от 1 до 5 узлов, судно, гонимое волнами и сильным порывистым ветром, прижимало к скалистому берегу. Однако катастрофы удалось избежать.

В отчете в качестве основной причины потери судном хода в сложных метеоусловиях указывается недостаточное количество смазочного масла в резервуарах всех работающих дизель-генераторов. Там же отмечается, что конструкция отстойных баков не соответствовала требованиям SOLAS, что в сочетании с качкой судна привело к потере давления смазочного масла. Свою роль также сыграли эксплуатационные, технические и организационные недостатки, например, экипаж не смог заменить смазочное масло, несмотря на то, что перед инцидентом сработали сигналы тревоги о низком уровне масла.

В нарушение правил безопасного возвращения в порт (SRtP) судно вышло из Тромсе за два дня до аварии, имея в рабочем состоянии только три из четырех дизель-генераторов. «Круизный лайнер Viking Sky не соответствовал действующим стандартам безопасности, он не должен был выходить из Тромсе в сложившихся обстоятельствах», — говорится в отчете.

До отключения питания центр управления двигателем зарегистрировал в общей сложности около 200 аварийных сигналов, в том числе 90 предупреждений об уровне топлива в баке и четыре предупреждения о низком уровне смазочного масла. Аварийные сигналы были подтверждены, но никаких действий по устранению неполадок предпринято не было. Последующие сигналы тревоги о том, что уровень масла упал ниже допустимых пределов, приводящие к автоматическому сбросу нагрузки, были обработаны аналогичным образом.

Схема потери давления масляных насосов во время шторма на круизном судне Viking Sky //Фото NSIA
Схема потери давления масляных насосов во время шторма на круизном судне Viking Sky //Фото NSIA

NSIA отмечает, что, несмотря на тщательное расследование, «было трудно понять, почему потребовалось так много времени, прежде чем началась заправка маслом» и почему экипажу потребовалось 39 минут, чтобы восстановить подачу энергии и движение. «С момента отключения электроэнергии до начала заправки резервуаров для смазочного масла прошло 14 минут, еще 10 минут потребовалось на перезапуск и подключение первого дизель-генератора и еще 15 минут на то, чтобы оба движительных двигателя заработали и судно получило достаточную мощность для поддержания скорости от 1 до 5 узлов», — говорится в отчете.

Специалисты NSIA также обнаружили, что, несмотря на то, что экипаж проводил учения по отключению электроэнергии, он никогда не тренировался в восстановлении после полного отключения без использования резервного генератора. Поэтому множество аварийных сигналов в машинном отделении, последовавших за отключением электроэнергии, еще больше усугубили неразбериху и стресс. Члены команды также не различали сигналы с низким и высоким приоритетом. «Таким образом, устранение неполадок было сложной задачей, когда в течение первых 10 секунд после отключения прозвучало в общей сложности около 1000 сигналов тревоги», — говорится в заключении отчета.

Круизное судно Viking Sky во время потери хода 23.03.2019 //Фото NSIA
Круизное судно Viking Sky во время потери хода 23.03.2019 //Фото NSIA

По результатам этого инцидента NSIA в общей сложности выпустила 14 рекомендаций по технике безопасности, в первую очередь касающихся конструктивных изменений и сертификации баков-отстойников, в том числе на семи однотипных с Viking Sky круизных лайнерах. Также агентство рекомендовало усовершенствовать систему контроля уровня смазочного масла в баках-отстойниках, улучшить обучение машинного персонала и перепроектировать системы сигнализации таким образом, чтобы оператор центрального поста управления адекватно реагировал на сигналы, понимая их приоритет.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.