«Легенда неба»: как создавался знаменитый истребитель Як-9

Через год после начала Великой Отечественной Войны, 1 октября 1942 года, в небо впервые поднялся  советский самолет-истребитель ЯК-9, ставший легендой военно-воздушных сил СССР в годы борьбы с фашизмом. Опытный образец истребителя разведывательного типа, разработанный в ОКБ Яковлева, вышел на испытания зимой 1939 года. Як-9 был известен прекрасной аэродинамикой, легкостью управления и непритязательностью в эксплуатации на грунтовых аэродромах. За время войны было выпущено несколько модификаций самолета, и именно появление ЯК-9 существенно улучшило положение Красной армии в воздушных боях с немецкой авиацией.

Як-9 стал самым массовым бомбардировщиком в союзе – за годы войны советские заводы поставили на фронт почти 15 тысяч единиц, но даже после победы на врагом, еще три года ЯК-9 продолжали выпускать. До появления современного истребителя, отвечающего целям и задачам армии, советские ВВС испытывали дефицит машин такого типа, что сказывалось на успехах в небесном бою. За период производства было выпущено более 20 модификаций Як-9, 15 из которых отправили в серийное производство.

Восстановленный летный экземпляр истребителя Як-9Т //Фото с сайта pinterest.com
Восстановленный летный экземпляр истребителя Як-9Т //Фото с сайта pinterest.com

Самолет Як-9 производили в эвакуации, вдали от линии фронта, однако ускоренный темп производства позволял даже одному авиационному заводу в Новосибирске выпускать не менее 20 самолетов в сутки. При выпуске уже серийной продукции необходимо было учитывать боевой опыт, без него уже никак нельзя было обойтись. В конце 1942 года истребитель впервые проявил себя в деле на Сталинградском фронте.  

Новый самолет для фронта

При разработке новой машины авиаконструктор Александр Яковлев, с учетом анализа конструкции Як-7, определил, что с целью улучшения аэродинамики можно заменить деревянные крылья дюралевыми, уменьшив вес самолета на 150 килограмм. Это позволило и увеличить объем топливных баков. Также было решено снять пулемет и улучшить обзор. Опытный образец Як-9 был готов в июне 1942 года, его назвали сначала Як-7ДИ.

Испытания самолета показали, что разработчикам удалось добиться улучшения летных данных – маневренность, дальность и скороподьемность, тогда самолет получил название Як-9 и вышел в серийное производство.

Схема истребителя Як-9 //Фото alternathistory.com
Схема истребителя Як-9 //Фото alternathistory.com

Самолет в длину составлял 8,55 метров, имел нормальную взлетную массу – 3,2 тонны и максимальную скорость на высоте, превышающей 2,5 километра – более 600 км/час. Дальность полета истребителя составляла 675 км. В качестве вооружения истребитель имел одну 20-мм пушку.

Корпус самолета состоял из каркаса, основой которого являлись хромансилевые трубы, к ним крепили мотораму. Носовая часть истребителя была сделана из металла, хвостовую обшивали фанерой. Кабину летчика защищали бронестекло и бронеплита, установленные за спинкой кресла.

Конструкция крыла состояла из 2 дюралевых лонжеронов, нервюр и стрингеров, имела фанерную обшивку большой толщины, а сверху также обклеивалась полотном, для этого применялся эпоксидный клей. Механическая часть – тормозные щитки и элероны были выполнены из дюралюминия. Руление крылом осуществлялось посредством пневмосистемы.

У первых ЯК – 9 было немало недостатков. Отрывалась деревянная обшивка крыла, скорости полета и маневренности не хватало для конкуренции с немецкими истребителями, вооружение также было слабым, что приводило к проигрышам противнику. Конструкторы приняли решение о доработке и выпуске новых модификаций самолета. Так, на последующие ЯК-9 был установлен более мощный двигатель М-105ПФ.

Однако, главными плюсами «девятки» оставалась относительная лёгкость управления, неприхотливость в эксплуатации на грунтовых аэродромах и аэродинамическая компоновка, которая обеспечивала высокую манёвренность в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Вперед к совершенству

Модификации самолета Як-9 использовали различные виды двигателя, более пяти видов, различные объемы топливных баков, на них устанавливали разные комплекты вооружения, их было около семи видов. Самолет мог выполнять множество задач, необходимых военному времени – выполнять функции истребителя-бомбардировщика, перехватчика, фронтового истребителя и дальнего сопровождения.

Эскадрилья Як-9 в годы Великой отечественной войны //Фото grafiq.ru
Эскадрилья Як-9 в годы Великой отечественной войны //Фото grafiq.ru

В марте 1943 года в производство был запущен ЯК-9Д. В новой модификации конструкторы разместили в крыле и фюзеляже два бензобака, увеличив дальность полета до 1400 километров. Постепенно дальность полета увеличилась до 1800 километров, что было особенно актуально в конце войны, когда наши войска двигались быстрее аэродромов, которые не успевали переносить.

Отдельного внимания заслуживает модификация самолета ЯК- 9Т, на котором была установлена пушка НС-37, позволявшая летчику экономить ресурсы для уничтожения противника. По данным Минобороны РФ, с марта 1943 по июнь 1945 года отечественная промышленность изготовила 2,7 тыс. таких истребителей.

Эскадрилья Як-9 в годы Великой отечественной войны //Фото habarolog.ru
Эскадрилья Як-9 в годы Великой отечественной войны //Фото habarolog.ru

Помимо вооружения, работа велась и над скоростными характеристиками советского истребителя. Например, модификация ЯК-9У получила более мощный двигатель, при пикировании создающий разгон до 700 километров в час.

На равных в бою

Эксперты считают, что талант авиаконструктора Александра Яковлева, создавшего легендарный Як-9, в  первую очередь отметился уникальной аэродинамической компоновкой самолета, открывающей широкие возможности для его использования и совершенствования.

Не меньшее значение имел и постоянный прогресс советской промышленности, благодаря которым модификации истребителя обзаводились более современными и мощными двигателями.

Истребитель Як-9К в зимнем камуфляже //Рисунок с сайта w-ps.ru
Истребитель Як-9К в зимнем камуфляже //Рисунок с сайта w-ps.ru

В тяжелой борьбе с врагом на благо отечества ЯК-9 подарил советским летчикам возможность на равных вести воздушные бои на основных эшелонах высот, а обеспечивать сопровождение в зависимости от поставленных задач. К концу войны модернизированные версии этого самолета не только догнали, но и превзошли немецкие истребители по всем характеристикам.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.