История “летающей бочки” и советская космонавтика

История этого самолета началась в 1973 году, когда в СССР решили создать многоразовый челнок «Буран». Это был один из самых масштабных проектов в истории освоения космоса, но и его надо было как-то перевозить до Байконура.

А такого транспортного самолета не было. Чтобы решить эту проблему, чего только не пробовали. Хотели даже объединить производство возле космодрома, но все заводы были разбросаны по СССР. Перевозить по железной дороге было тоже невозможно.

Так, в начале 1980-х начали разрабатывать тяжелый транспортный самолет специально для «Бурана» на основе стратегического бомбардировщика ЗМ-Т. Самолет назвали «ВМ-Т Атлант», а лётчики дали ему свое прозвище – «летающая бочка», из-за грузового контейнера поверх фюзеляжа.

История "летающей бочки" и советская космонавтика

Однако, даже модифицированный борт не мог поднять более 50 тонн. Этого было недостаточно, чтобы перевозить укомплектованный «Буран». Чтобы решить эту проблему, с самолета сняли почти все оборудование, и самолет полегчал на 45 тонн.

И все же, этого было мало. Планировалось, что «ВМ-Т Атлант» сможет перевозить грузы до 200 тонн. У конструкторов были опасения, что это слишком много. Тем не менее, самолет здорово справился и с 1981 года борт стал регулярно перевозить грузы. Всего построили два экземпляра, совершивших в сумме 150 полетов.

История "летающей бочки" и советская космонавтика

Проект свернули в 1993 году, но самолет выполнил свою главную миссию – доставил «Буран» на космодром. К сожалению, когда «Бураны» перестали использовать, забыли и про «Атланты». Первый борт находится на аэродроме под Рязанью, а второй – в городе Жуковский, и иногда второй экземпляр выставляют на Московском международном авиакосмическом салоне (МАКС) в качестве статической экспозиции.

Оригинальный материал размещен в блоге ЯндексДзен


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.