Как возродить гражданский сверхзвук?

Первые сверхзвуковые гражданские самолеты появились в 1970 годах. Тогда начали полеты Ту-144 и французский Concorde. Казалось, за сверхзвуком будущее. Однако, Ту-144 использовали на пассажирских маршрутах менее года, Concorde использовали до 2003 года, но особо он распространен не был.

Почему так?

Причин здесь несколько. Первая из них – дороговизна. От Парижа до Нью-Йорка на Concorde можно было долететь за 20 тыс. долларов ( в современных ценах). Ту-144 тоже был недешев: билеты на этот самолет были дороже обычных в 3 раза.

Еще одна проблема – шум. Международная организация гражданской авиации запрещает летать на сверхзвук над населенными территориями: такие полеты создают громкие хлопки, которые приносят дискомфорт жителям.

Решаемо ли это?

Конечно, люди пытаются решить эти проблемы. Например, чтобы самолеты были тише, в Японии построили самолет по технологии D-SEND 2. Испытания, проведенные в Швеции признали успешными. Суть испытаний такова: планер сбрасывают с воздушного шара с 30 тыс. метров над землей и во время падения самолет набирал скорость в 1,39 Маха. По подсчетам агентства, звуковой удар в таком случае в 2 раза ниже, чем мог бы быть.

Как возродить гражданский сверхзвук?

Примерно сходное решение предложил концерн Airbus в проекте пассажирского гиперзвукового самолета Concorde-2. Проблему шума концерн предлагает решать так: звуковой барьер будет преодолеваться вертикально, при этом ударная волна будет расходиться параллельно земле. Кроме того, полет будет проходить на высоте в 35 тыс. метров, откуда звуковая волна дойдет до земли сильно ослабленной.

Zero Emission HyperSonic Transport (ZEHST)
Zero Emission HyperSonic Transport (ZEHST)

В сфере экономии также были предприняты какие-то шаги. Например, редукторы, керамические материалы и дополнительный воздушный контур смогли сделать дозвуковые самолеты дешевле. Но со сверхзвуком все сложнее. Так, европейские проект сверхзвукового лайнера Zero Emission HyperSonic Transport (ZEHST) будет включать в себя два типа двигателей: турбореактивные и прямоточные.

Оба вида «жрут» немало, поэтому заправлять лайнер планируют смесью водорода, кислорода и биотоплива. И в теории, может быть, такая смесь при ее масштабном производстве должна быть дешевле.

Общий итог: проекты пока существуют только на бумаге. Различные компании пытаются придумать решение этих проблем, но пока все только в зачаточном состоянии. Остается одно – ждать.

Оригинальный материал размещен в блоге ЯндексДзен


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.