Airbus A310: из модификации в самостоятельный тип авиалайнера

На этой неделе исполняется 43 года с момента запуска программы Airbus A310. Первоначально этот проект был разработан как продолжение серии A300, о нем было объявлено 7 июля 1978 года. На новый самолет возлагались большие надежды, но программа разработки и производства авиалайнера A300 с увеличенной дальностью завершилась на 11 лет раньше базовой модели.

Изначально Airbus рассматривал три варианта, основанных на фюзеляже и технических характеристиках A300. Они назывались B9, B10 и B11. Первая была значительно растянутой версией A300. Вторая была вариантом с коротким фюзеляжем, а третья — укороченная, с переработанными крыльями и стабилизатором.

Первый серийный Airbus A310-200

Модификация B10 вызвала у потенциальных клиентов большой интерес: его пассажировместимость была меньше базовой модели, дальность полета — больше, кроме того, новая модель могла перевозить багаж и грузы в стандартных авиационных контейнерах.

В Airbus решили сосредоточиться на разработке варианта B10 и в июле 1978 года консорциум объявил о старте программы A310. Интересно, что это объявление было сделано всего за неделю до того, как Boeing запустил программу 767 — еще один двухдвигательный реактивный самолет аналогичного размера.

Самолет, получивший название A310, был принят в эксплуатацию в апреле 1983 года, через шесть месяцев после Boeing 767–200. Swissair стала первой авиакомпанией, начавшей коммерческую эксплуатацию нового авиалайнера. Примечательно, что перевозчикам понравилась большая дальность полета этого типа, которая хорошо сочеталась с новыми правилами ETOPS, что делало А310 идеальным самолетом для трансатлантических рейсов.

В целом, А310 был уменьшенной версией A300. Однако между ними были заметные различия. Несмотря на то, что фюзеляж имел одинаковое поперечное сечение, последняя модель не могла вместить столько пассажиров из-за своей меньшей длины. Конструкция задней части фюзеляжа была значительно переработана. У него изменили сужение, а также ступеньку за задней переборкой для увеличения грузоподъемности. Эта модификация также была установлена ​​на более поздних A300.

Первоначально Airbus планировал два разных A310. Самолет A310-100 с дальностью полета 3700 км и вместимостью 200 пассажиров планировалось использовать на региональных маршрутах, в то время как на A310-200 с более высокой максимальной взлетной массой планировалось обслуживать трансконтинентальные рейсы. Этот вариант мог бы нести ту же нагрузку на расстояние 5500 км.

Airbus A301-200 Swissair

В итоге A310-100 не пошел в серию: большой авиалайнер с уменьшенной пассажировместимостью и средней дальностью полета не приглянулся основным заказчикам. Кроме того, в начале 80-х уже были известны планы Aibus о разработке среднемагистральных узкофюзеляжных лайнеров, которые полностью закрывали сегмент перевозок на средние расстояния.
В серию пошла модель А310-200. А через время Airbus выпустил еще шесть разновидностей этой модели. Модель -200 стала основой для модели -300. Новый авиалайнер имел большую дальность полета и стал основой нового типа воздушных судов Airbus. Были также разработаны два варианта грузопассажирских лайнеров: -200C и -300C. К этим самолетам присоединились грузовые -200F и 300F.

Airbus a310-300F Turkish cargo

Всего до завершения программы в 1998 году было произведено 255 самолетов А310. Этот тип даже после окончания программы производства продолжает играть важную роль в мировой авиации. Что касается пассажирских перевозок, то такие лайнеры все еще есть во флотах Ariana Afghan Airlines, Mahan Air, Taban Air и Iran Air. Airbus A310 долгое время был одним из основных в парках таких перевозчиков, как Singapur Airlines (23 самолета), Lufthansa с 20 единицами, Pan American с 18 самолетами, Turkish Cargo — 14, Canadian Airlines — 12, Pakistan International Airlines — 12, Wardair — 12, Air France — 11 и Kuwait Airways — 11.
В целом A310 не пользовался такой же популярностью, как A300. Однако этот фактор не должен вызывать особого удивления, поскольку изначально программа создания этого авиалайнера рассматривалась как модификация A300. Но тот факт, что лайнер и его модификации были сняты с производства через 15 лет после начала коммерческой эксплуатации, говорит о низком спросе и обилие конкурентных предложений на рынке в то время.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.