Air Force One, пожалуй, самый узнаваемый самолет в мире. Но это не один самолет и даже не пара Boeing 747-200B, используемых нынешней администрацией. Это любой самолет с президентом, а их было немало.
Что такое Air Force One?
Air Force One – это не конкретный самолет. Это, скорее, обозначение, присваиваемое любому самолету в ВВС США, на борту которого находится президент. Если быть точным, то Air Force One – это позывной, используемый самолетом, на борту которого находится президент. Новый позывной для президентского самолета появился после недоразумения с гражданским рейсом. Дело в том, что некоторое время назад президентскому борту присваивался один из действующих гражданских номеров рейсов. И вот однажды в 1953 году в одном воздушном пространстве оказались два самолета с одинаковыми позывными: президентский борт и борт авиакомпании Eastern Airlines с аналогичным номером рейса (8610).Чтобы избежать дальнейшей путаницы в будущем, все полеты президентских самолетов с тех пор выполнялись как Air Force One.
Сегодня флот самолетов, которые перевозят президента США и первых лиц страны, включает в себя пару модифицированных Boeing 747-200B с бортовыми номерами 28000 и 29000. Эти культовые бело-голубые самолеты, получившие обозначение VC-25A в ВВС, с 1991 года перевозили президента и сопровождающих его лиц, обслуживая администрацию Джорджа Буша, Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего, Барака Обамы, Дональда Трампа и Джо Байдена. Интересно, что когда на самолете президента летит вице-президент или спикер конгресса США, позывной меняется на Air Force Two.
Авиалайнер VC-25A имеет дальность около 8000 миль (12000 км) и может быть заправлен в полете (хотя это никогда не использовались на практике). Оба президентстких 747-х оснащены современными системами безопасности и защиты, телекоммуникационным комплексом, помещениями вместимостью до 70 пассажиров и экипажем из 26 человек, а также различными помещениями: конференц-залами, столовыми, медицинским отсеком.
Помимо Boeing 747-200, в президентсткий парк входит модифицированный Boeing 757-200, получивший обозначение C-32. Этот самолет может вместить меньше пассажиров, но оборудован практически так же, как и его старшие собратья.
Первый президентский самолет – Boeing 314 Clipper
Самым первым президентом, совершившим полет при исполнении служебных обязанностей, был Франклин Д. Рузвельт. До него у президента США не было своего самолета. И Рузвельт в январе 1943 года полетел на конференцию в Касабланке на коммерческом Boeing 314 Clipper. Это был самолет- летающая лодка, выполняющая регулярные рейсы для компании PanAm.
После этого полета у руководства ВВС США появилась задача создать для президента США собственный самолет, который бы обеспечивал должный комфорт и безопасность первому лицу страны. Для этих целей выбрали военно-транспортный самолет C-87A и переоборудовали его в пассажирский вариант. После переоборудования самолет получил наименование Guess Where II. Однако, протестировав самолет, секретная служба не позволила президенту подниматься на его борт, мотивировав это недостаточными мерами безопасности. И для президента США сделали другой самолет.
Священная корова
Секретная служба приступила к переноборудованию самолета Douglas C-54 Skymaster для перевозки президента. Прозванный “Священной Коровой” и обозначенный как VC-54C, самолет имел на борту спальный отсек, радиотелефон и даже лифт, чтобы поднять Рузвельта на борт в его инвалидной коляске. Президент Рузвельт использовал “Священную корову” только однажды, во время поездки на Ялтинскую конференцию в 1945 году, перед своей смертью.
Следующий после Рузвельта президент – Гарри Трумэн, – несколько раз летал наVC-54C и, в частности, подписал на борту самолета Закон о национальной безопасности 1947 года. Сейчас этот самолет хранится в Музее ВВС США в Огайо.
“Независимость” Трумэна
Гарри Трумэн недолго использовал “Священную корову”, взяв на себя инициативу переоборудовать другой самолет для своих нужд. В качестве базы был использован коммерческий пассажирский DC-6. После переоборудования, на самолете появились каюта для президента в кормовой части салона, саолн, который мог вмещать 24 человека или превращаться в 12-ти местную спальню. На президентском самолете появились некоторые технологические усовершенствования, такие как винты с изменяемым шагом, автопилот, метеорологический радар и большие топливные баки.
Авиалайнер был окрашен в довольно привлекательную ливрею со стилизованным изображением орла и перьями на хвосте. В ВВС президентсткий самолет получил обозначение VC-118 и был принят в эксплуатацию в 1947 году. Гарри Трумэн же назвал свой самолет Independence. Самолет использовался до 1953 года и сейчас хранится в музее ВВС в Огайо.
Эйзенхауэр и “Колумбины”
Когда Эйзенхауэр занял пост главнокомандующего, он, как и его предшественник, пожелал обновить президентсткий самолет. Выбор пал на новый пассажирский лайнер Lockheed C-121 Constellation, который после модификации в президентсткий борт получил обозначение VC-121E, а Эйзенхауэр окрестил его Columbine II. Новый президентский самолет пробыл в эксплуатации только год, и именно он стал героем ситуации в небе, после которой появился позывной Air Force One.
В 1954 году появился улучшенный пасажирский самолет производства Lockheed – Super-Constellation, и Эйзенхауер решил поменять президентсткий самолет. Новый президентсткий Super-Constellation – более длинный, быстрый и комфортабельный самолет, – получил имя Columbine III.
А в 1959 году президент Эйзенхауер вновь решил поменять президентсткий самолет. На этот раз его сделали на основе первого реактивного дальнемагистрального авиалайнера Boeing 707 Stratoliner, получившего обозначение VC-137A и уже традиционное имя от президента. Но на этот раз Эйзенхауер окрестил самолет не лоличным Columbine IV, а назвал его Queenie. Интересно, что реактивный “Боинг” не сразу стал основным самолетом президента, а в качестве “борта №1” проработал до 1996 года. Еще одной особенностью Queenie стала окраска: самолет был окрашен в ярко-оранжевый цвет.
Первый заказной президентский самолет – Боинг 707
Президент Джон Ф. Кеннеди стал первым президентом, который летал на самолете, который был специально построен как президентский авиалайнер. Его Air Force One представлял собой модифицированный Boeing 707 с бортовым номером 26000. Обозначенный VC-137C, он поступил в эксплуатацию в 1962 году и стал первым самолетом в культовой и уже привычной раскраске Air Force One.
Промышленный дизайнер Раймонд Лоуи создал дизайн, а также логотип, который до сих пор можно увидеть на обеих сторонах президентских самолетов. Он стал общепризнанным символом власти и престижа Америки. Именно на этом самолете из Далласа в Вашингтон было доставлено тело убитого Кеннеди. На этом же самолете был приведен к присяге следующий президент США – Линдон Джонсон.
Boeing 707 оставался основным Air Force One для многих других президентских администраций, включая Никсона, Форда, Картера, Ригана и Джорджа Буша-старшего. В 1972 году был введен в эксплуатацию еще один президентский Boeing 707 с бортовым номером 27000. Оба авиалайнера служили до 1990 года, когда на смену им пришли два Boeing 747.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.