Начиная с 25 февраля Европейский союз и США закрыли свое воздушное пространство для полетов самолетов российских авиакомпаний. Россия ответила зеркально, закрыв свое воздушное пространство для самолетов 36 стран, в том числе из ЕС, США и Канады. О том, как это повлияет на международный рынок авиаперевозок и сохранятся ли возможности путешествовать для простых граждан, рассказала кандидат экономических наук, заведующий кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления РАНХиГС Татьяна Подольская.
«
Специфика внутренних рынков авиаперевозок Евросоюза и США заключается в том, что тарифы на перелеты внутри этих территорий очень низкие. Внутренние перевозки осуществляются в основном лоукостерами, а авиакомпании зарабатывают на трансконтинентальных, дальних перелетах. Закрытие российского воздушного пространства для европейских и американских авиакомпаний – это потеря большой доли рынка авиаперевозок в Юго-Восточную Азию. Альтернативой маршрута над территорией России в азиатском направлении для европейских авиакомпаний являются либо полеты по южному обходному маршруту, что не менее чем на 17% длиннее закрытого для них Транссибирского воздушного коридора, либо полет с дозаправкой или пересадкой на Аляске, что существенно удлиняет маршрут, требует остановки в пути и значительно удорожает цену билета.
По оценке экспертов, только Великобритания из-за удлинения маршрутов несет убытки от 70 рейсов в сумме почти полмиллиона долларов ежедневно с 25 февраля 2022 года – с момента введения запрета на полеты Россией. Если раньше из Лондона в Токио можно было добраться за 9,5 часов, то теперь это занимает 17 часов с пересадкой на Аляске.
Американские авиакомпании при совершении полетов в азиатском направлении пользовались российскими трансарктическими коридорами, которые вероятнее всего, будут для них закрыты как ответ на закрытие для России американского воздушного пространства. Российское воздушное пространство для США намного важнее, чем американское для нас. Россияне в США все равно летали через Европу. Альтернативные маршруты из США в азиатском направлении существенно длиннее, а себестоимость авиаперевозок значительно возрастет. В результате американские и европейские авиаперевозчики становятся не конкурентоспособными и уступят этот высокодоходный сегмент рынка азиатским и ближневосточным авиакомпаниям. Ведь для авиакомпаний Азии и Ближнего Востока воздушные коридоры над Россией остаются открытыми и себестоимость их авиарейсов не увеличится. Таким образом произойдет кардинальный передел мирового рынка авиаперевозок, в результате которого многомиллиардные потери понесут американские и европейские авиаперевозчики. И еще не известно смогут ли они выжить и не обанкротиться, потеряв это высокодоходное направление.
Но следует отметить, что напряженность для авиакомпаний на рынке перевозок не означает отсутствие возможностей путешествовать для российских туристов. Для граждан России остаются доступны авиаперелеты через аэропорты Турции, Египта, ОАЭ, Катара и других стран, откуда можно улететь в страны Евросоюза. Самым удобными аэропортами для полетов в Европу являются Стамбул и Дубай. Уже сейчас турецкие авиакомпании прогнозируют рост спроса на перевозки и очень рассчитывают на существенный рост их объема на европейском и других направлениях. Турция уже заявила, что вводить санкции против России она не намерена. Соответственно и закрытия воздушного пространства над Россией турецким авиакомпаниям не грозит. И на российском рынке авиаперевозок начнут активно работать азиатские компании, владеющие большим авиапарком и потенциалом для собственного развития. При наличии спроса, в мировой экономике, помимо европейских и американский авиаперевозчиков, достаточно компаний, которые будут готовы предложить российским туристам свои услуги по адекватной цене.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.