Как истребителю скрыться от радаров?

Как ни странно, принципов снижения заметности самолета всего два. Первый – отражение радиоволн в сторону от РЛС, а второй – поглощение или рассеивание этих волн материалом корпуса. Понятно, что оба эти принципа совмещают.

Один из главных секретов успеха стелс-технологий это «краска-невидимка». Она-то и позволяет поглотить радиоволны. Известный пример – iron ball paint. Это вещество содержит покрытые магнитным составом микросферы, которые превращают излучение РЛС в тепло. Этот принцип позволяет существенно снизить заметность объекта.

F-117 Nighthawk из-за своих “прекрасных” летных характеристик прозванный “Хромым гоблином” – плата за невидимость.

Еще можно изменить саму форму самолета. У гражданских самолетов обычно скругленные крылья и округлая форма, которая идеально отражает сигнал РЛС обратно. У стелс-истребителя же форма плоская и контуры острые, чтобы сигнал отразился под большим углом и не вернулся. Это как кидать мяч в кривую стену: врятли он отскочит обратно. Однако такая угловатость сильно сказывается на аэродинамике самолета, делая его нестабильным.

S-образный воздуховод
S-образный воздуховод

Скрывать надо и свою силовую установку (двигатель). Она сильно греется при полете и выделяет инфокрасное излучение. А именно на него наводятся ракеты класса «земля-воздух» или «воздух-воздух». Чтобы решить эту проблему, используют S-образные воздуховоды, которые закрывают двигатель и сильно снижают заметность.

Плата за это – сниженная эффективность двигателя, да и бесконечно удлинять и кривить сопло тоже нельзя: двигатель нормально работать не будет. Ситуацию немного спасает форсажная камера самолета, которая немного уменьшает радиозаметность.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.