Саблеты, шарклеты, винглеты — что это такое и зачем оно нужно?

Почти все современные авиалайнеры имеют необычную форму окончания крыла, когда его часть задирается вверх. Каждый авиапроизводитель называет такие законцовки крыла по-своему. Так, например корпорация Boeing именует такие законцовки «винглетами», в Airbus их зовут «шарклетами», а конструкторы авиалайнера Superjet 100 назвали их саблетами.

Саблеты, шарклеты, винглеты — что это такое и зачем оно нужно?

Нужны законцовки крыла для того, чтобы увеличить полезную площадь крыла, предотвратить срыв воздушного потока с него и, как следствие, увеличить подъемную силу, эффективность и безопасность эксплуатации самолета.

Саблеты, шарклеты, винглеты — что это такое и зачем оно нужно?

Форма законцовок крыла, как и их название, у каждого из производителей свое, фирменное.

Первыми эту технологию стали внедрять в конструкцию планера в компании Golfstream, а изобретателем технологии, названной winglets, стал авиаконструктор Луи Гратцер. Впервые winglets появились в 1991 году на бизнес-джете Golfstream II

Саблеты, шарклеты, винглеты — что это такое и зачем оно нужно?

Магистральные лайнеры производства Boeing стали использовать winglets на своих магистральных самолетах с середины 1990-х. Хотя первые опыты с законцовками компания ставила еще в 1970-х. Например, все модели Boeing 747, начиная с 300 модификации, имеют некое подобие современных «винглетов».

Саблеты, шарклеты, винглеты — что это такое и зачем оно нужно?

В Airbus винглеты по типу модели Boeing 747 применяются с конца 1990-х.

Саблеты, шарклеты, винглеты — что это такое и зачем оно нужно?

На среднемагистральном A320 винглеты появились в 2009 году.

Саблеты, шарклеты, винглеты — что это такое и зачем оно нужно?

В 2016 они увеличились в размерах и получили новое название — «шарклеты».

Саблеты, шарклеты, винглеты — что это такое и зачем оно нужно?

В России винглеты тоже применяются в авиастроении. Например, они есть в конструкции крыла Ил-96-300.

Саблеты, шарклеты, винглеты — что это такое и зачем оно нужно?

А с 2019 года винглеты с фирменным названием «саблеты» появятся и на региональном Superjet 100. Их особенность в том, что они задираются вверх под малым углом, в профиль напоминая профиль сабли.

Саблеты, шарклеты, винглеты — что это такое и зачем оно нужно?

альше всех в освоении законцовок крыла пошла корпорация Boeing: на новых разрабатываемых моделях дальнемагистральных самолетов Boeing 777х будут установлены «раскладывающиеся» винглеты.

Саблеты, шарклеты, винглеты — что это такое и зачем оно нужно?

Их можно будет поднять перпендикулярно крылу при рулении и взлете-посадке, а в полете они опускаются в единую плоскость с крылом самолета.

Оригинальный материал размещен в блоге ЯндексДзен


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.