Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

В далеком 1904 году, 27 января, на выходе из корейского порта Чемульпо состоялся знаменитый бой русского крейсера I ранга «Варяг» с японской эскадрой крейсеров контр-адмирала Уриу, после чего крейсер был затоплен на рейде порта.

1

Известно, что крейсер «Варяг» строился в США на заводах Чарльза Крампа в Филадельфии. Менее известный факт — эскизный и рабочий проекты «Варяга» разработали инженеры верфи. Это значительно устроило скорость строительства крейсера: от утверждения проекта до вступления крейсера в строй прошло 2 года и пять месяцев.

Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

2

«Варяг» стал самым дорогим для своего времени крейсером российского императорского флота, построенным за границей: он обошелся казне в 6 млн рублей. Между тем, строительство подобного крейсера на российских верфях обошлось бы гораздо дороже.

Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

3

На заводских испытаниях «Варяг» развил небывалую для крупных кораблей того времени скорость в 24,67 узла. К сожалению, из-за низкого качества машин и котлов, такой скоростью во время боевой службы крейсер похвастать не мог: его максимум был 21 узел.

Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

4

Именно из-за низкого качества сборки паровых машин и ненадежности котлов Никлосса, значительную часть довоенной службы в Порт-Артуре «Варяг» провел у причальной стенки: его машины и котлы были капризны и ненадежны и требовали постоянного ремонта.

Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

5

Интересно, что сценарий боя «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой был разыгран в 1902 году во время учебной игры в Николаевской морской академии. Тогда, по сценарию, крейсер и канонерская лодка не были отозваны при внезапном нападении Японии на Россию. Им помогли миноносцы, которые прорвали блокаду и позволили кораблям соединиться с русской эскадрой.

Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

6

В реальности прорвать блокаду эскадры контр-адмирала Уриу «Варягу» не удалось.

«Начавшийся в 11 часов 45 минут бой закончился в 12 часов 45 минут. С „Варяга“ было выпущено 425 снарядов 6-дюймового калибра, 470 75-мм и 210 47-мм калибров, а всего выпущено 1105 снарядов. В 13 часов 15 минут „Варяг“ отдал якорь на том месте, откуда снялся 2 часа назад. На канонерской лодке „Кореец“ повреждений не было, как не было убитых и раненых».

Никаких миноносцев из Порт-Артура не пришло, да и русская эскадра на помощь крейсеру и канонерке в море не выходила.

Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

7

Героизация подвига моряков крейсера «Варяг» произошла очень быстро. Уже весной 1904 года скульпторы К.Казбек и К. Изенберг подготовили свои макеты памятников героям «Варяга», к лету появилась песня о «Варяге», а к осени 1904 года — огромное количество картин и открыток, показывающих подвиг «Варяга». Военная история стала народной легендой.

Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

8

Японцы начали подъем крейсера уже в марте 1904 года, к лету 1905 года они справились с этой задачей и крейсер совершил самостоятельный переход из Чемульпо на верфь в японском Сасебо. Ремонт продолжался два года, новый крейсер назвали «Сойя».

Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

9

Любопытно, что во время ремонта «Варяга» в Японии, штурвал корабля как трофей и символ героизма и храбрости был передан на флагманский броненосец японского флота «Микаса».

Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

10

В составе японского флота «Варяг» под именем «Сойя» служил в качестве учебного корабля. За время службы в японском флоте крейсер совершал дальние морские походы в Тихом океане. Интересно, что в качестве кадетов и офицеров младших рангов на крейсере служили известные в дальнейшем японские адмиралы Дзисабуро Одзава и Исороку Ямамото.

Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

11

Россия выкупила крейсер у Японии в 1916 году: необходимо было создавать флотилию Северного Ледовитого океана. Российской казне крейсер не в лучшем своем состоянии обошелся в 4 млн рублей.

Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

12

В флотилии Северного Ледовитого океана «Варяг», ставший ее флагманом, прослужил три месяца. Он был в очень плохом техническом состоянии, и в марте 1917 года крейсер отправили на капитальный ремонт в Великобританию (а это еще 3,2 млн рублей из казны государства). В Россию крейсер больше не вернулся: 8 декабря 1917 года он был захвачен отрядом вооруженных британских матросов и на нем подняли английский военно-морской флаг.

Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

13

Поскольку крейсер никакой ценности для британского флота не представлял, то его в 1920 году продали на слом в Германию. Во время перехода в шторм в Ирландском море корабль сорвало с буксиров и выбросило на камни на побережье Ирландии. Снять с камней крейсер не удалось, и к 1925 году его разобрали на металл на месте гибели.

Крейсер «Варяг»: 14 фактов о героическом корабле российского флота

14

Интересно, что за 17 лет службы на гафеле «Варяга» поднимались государственные и военно-морские флаги США, России, Японии и Великобритании. Дольше всего «Варяг» служил в японском ВМФ: с 1905 по 1916 годы.

Оригинальный материал размещен в блоге ЯндексДзен


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.