Ирландский лизингодатель AerCap официально заявил о прекращении сотрудничества с российскими авиакомпаниями из-за введенных Евросоюзом санкций, запрещающих поставки авиационной техники, сервиса и запчастей из Евросоюза. Вслед за AerCap подобные заявления могут сделать и другие европейские лизинговые компании.
В заявлении AerCap говорится, что разрыв сотрудничества предполагает досрочное прекращение всех лизинговых договоров с российскими авиакомпаниям и возврат самолетов лизингодателю.
Другие ирландские авиационные лизинговые компании, как, например, SMBC Aviation, могут пойти по этому же пути и расторгнуть свои лизинговые соглашения с российскими перевозчиками. Фирмы создют рабочие группы, которые будут заниматься вывозом авиалайнеров в Европу и рассчитывать последствия для экономики от такого шага. Глобальный исход авиалайнеров европейских лизингодателей из России должен завершится в течении 30 дней после документального введения санкций.
Как пишет Simple Flying со ссылкой на источник в лизинговой компании AerCap, совокупная стоимость принадлежащих ирландцам и находящихся в аренде в России самолетов составляет 2,4 ммлрд долларов, что составляет около 5% от общего парка лизингодателя. По данным ch-aviation, 777 из 980 российских пассажирских самолетов находятся в лизинге, из них 555 — у иностранных авиафирм. AerCap, крупнейший в мире арендодатель самолетов, базирующийся в Дублине, имеет 149 самолетов в лизинге у российских авиакомпаний, а SMBC — 34.
Еще одним риском, помимо вводимых санкций, для лизингодателей является кризис платежей по лизинговым договорам.
Так, в AerCap утверждают, что росийские авиаперевозчики платят примерно 100 млн долларов в месяц иностранным лизингодателям, большая часть платежей осуществляется через привлечение кредитных линий российских банков. И если санкции Евросоюза против банков России сработают, это неминуемо вызовет проблемы с ликвидностью и отсутствие средств на платежи по лизингу.
Между тем, по мнению главного редактора avia.ru Романа Гусарова, авиапарк российских самолетов на 90% состоит из иностранных лизинговых воздушных судов, и если досрочный возврат этих самолетов по требованию лизинговых компаний будет для России ужасной ситуацией, то лизинговые компании могут оказаться в ситуации, близкой к катастрофе, особенно в условиях, когда продажи новых самолётов сильно упали из-за проблем с пандемией. «А это значит, цены на самолёты на вторичном рынке просто рухнут. Эти машины придётся отдавать по очень низкой цене… Выходит, почти на 800 новых построенных самолётов не будет спроса. Получается, и Boeing, и Airbus практически еще год могут не работать, и те самые $80 млрд они не заработают. Я беру грубые цифры, исходя из того, что новый среднемагистральный самолет стоит порядка $100 млн.», — рассказал Роман Гусаров в интервью «Московскому Комсомольцу».
Однако в AerCap понимают, что существуют высокие риски невозврата самолетов, так как в пакете санкций против России присутствует и полное закрытие неба Евросоюза для российских авиакомпаний.
В этом случае последним придется переориентироваться на внутренние перелеты или другие направления, а это затруднит принудительный возврат авиатехники или ее арест в аэропортах Европы. «Если наши арендаторы не будут сотрудничать в возврате наших самолетов после прекращения аренды, мы можем столкнуться с препятствиями и, скорее всего, понесем значительные расходы и расходы при возврате имущества», — сказано в сообщении AerCap.
Первые отзывы лизинговых самолетов российских авиакомпаний уже начались. Так, авиакомпания «Победа» сообщила о требовании вернуть три самолета из своего парка лизингодателю в ближайшее время, один из самолетов по требованию лизингодателя уже задержан авиавластями Турции в Стамбуле.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.