В 1867 году со стапелей частного завода Карра и Макферсона сошел первый в России мореходный трехбашенный броненосный фрегат «Адмирал Лазарев». В то время этот корабль должен был усилить Балтийский флот в связи с угрозой войны с Англией. Примечательно, что судьба предопределила этому кораблю немного большую историческую ценность: он мог стать первым авианосцем в мире.
Но по порядку. Как и всегда, проектирование и строительство военного корабля в России продолжалось долго, с кучей мелких изменений в проект. В итоге, от начала проектирования в 1863 году и до вступления корабля в строй в 1869 году прошло долгих шесть лет.
Корабль проектировался на основе проектов английских броненосцев и американских мониторов. В итоге получился низкобортный корабль с высоким полубаком водоизмещением 3500 тонн длиной 77,6, шириной 13,1 и осадкой 5,56 метров. Две горизонтальные двухцилиндровые машины вырабатывали 4000 л.с и сообщали двум гребным винтам достаточное усилие для развития максимальной скорости 10 узлов.
Корабль имел сплошной броневой пояс 114 мм с многослойной деревянно-металлической прокладкой под ним. В трех башнях располагались шесть 229-мм нарезных орудий (они были заменены в 1877 году на три 280-мм орудия).
Свою основную задачу «Адмирал Лазарев» так и не выполнил: войны с Англией не случилось. Поэтому в 70-х годах он использовался для учебно-тренировочных походов, а в 90-х был переклассифицирован в учебное судно и отправлен в резерв.
В 1910 году его судьба могла измениться: подполковник авиации Михаил Канокотин предложил Морскому ведомству использовать корпус «Адмирала Лазарева» как основу для создания авиаматки.
Он разработал проект, который предполагал замену энергетической установки, снятие бронирования и вооружения, оборудования сплошной гладкой палубы и ангаров под ней, а мостики и рубки по его проекту сносились на борта. Судно-авиаматка смогла бы принять десять легких колесных аэропланов, которые бы взлетали с помощью лебедки-катапульты, а садились на палубу, оборудованную улавливающими сетями.
Морское ведомство одобрило проект, и Михаил Канокотин разработал подробный проект переоборудования «Адмирала Лазарева». Однако одобрения и ассигнований он не получил, затерявшись в архивах Морского генерального штаба.
Так и не став первым в мире авианосцем, «Адмирал Лазарев» был продан на слом в Германию в 1912 году. Во время перехода на судоразделочный завод, корабль затонул в Балтийском море во время шторма.
Оригинальный материал размещен в блоге ЯндексДзен
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.