Опоздавшие на войну: броненосцы-тараны Sphynx и Cheops

В середине 60-х годов XIX века во Франции были построены два броненосных таранных корабля. Заказчиком выступило правительство Конфедеративных Штатов Америки, которое в это время вело войну против своих северных соседей. Оба корабля, строившихся на верфи L’Arman Frères в Бордо, по документам предназначались для правительства Египта. В итоге на войну южан против северян броненосные фрегаты опоздали. И надо сказать, постоянные опоздания на войну стали их отличительной чертой.

Заказ на строительство двух кораблей-таранов для флота Конфедерации на французской верфи разместил агент Конфедерации во Франции Джеймс Д. Буллох. Соблюдая чрезвычайные меры секретности и распростнаяя неверные сведения, контракт был подписан с владельцем верфи L’Arman Frères Жаном-Люсьеном Арманом, одним из ведущих кораблестроителей Франции. Контракт предусматривал строительство двух кораблей со всеми механизмами и оборудованием. Орудия же для двух броненосцев должны были быть изготовлены и поставлены из соседней Англии. Также стороны договорились, что официально корабли строятся для молодого египетского флота: им присвоили соответствующие имена — Sphynx и Cheops.

Броненосец-таран Kotetsu
Броненосец-таран Kotetsu

По проекту главные размерения боненосцев-таранов составляли 62,36 метров в длину, 8,7 в ширину с осадкой 4,94 метра. Водоизмещение составляло 1560 тонн. На корабли устанавливались 2 паровые машины общей мощностью 1200 л.с., которые работали напрямую на два винта и позволяли кораблям развивать скорость до 10 узлов.

Корпус был собран из железных конструкций. Подводная часть поверх деревянной обшивки была покрыта медными листами, что должно было уберечь её от обрастания. Носовая оконечность представляла собой сильно выступающий вперёд таран, шпирон которого являлся продолжением киля. Бронирования как такового не было, его заменяли утолщенные железные листы в средней части корпуса. По первоначальному проекту корабль был вооружён тремя 170-мм (36-фунтовыми) орудиями, одно из которых размещалось в носовом броневом каземате, а два оставшихся — в неподвижных башнях в кормовом каземате.

Броненосец-таран Stærkodder в доке в Копенгагене
Броненосец-таран Stærkodder в доке в Копенгагене

Корабли все еще строились, но ситуация менялась с каждым днем: каким-то образом разведка США узнала, что их южные соседи строят два современных военных корабля во Франции. Разразился крупный скандал, и французское правительство вынуждено было официально запретить передачу этих кораблей Египту и их продажу КША. Тем не менее, Арман смог продать два броненосца: Cheops Пруссии, а Sphynx — Дании. В этом французскому судостроителю помогла Вторая Шлезвигская война между этими государствами за господство над герцогствами Шлезвиг и Гольштейн.

Броненосец Sphynx вышел из Бордо с датским экипажем 21 июня 1864 года под именем Stærkodder. Между тем, переговоры между Арманом и датским правительством об окончательной цене за корабль зашли в тупик, а позже — пока окончательно сорвались. Датчане поначалу отказывались отдать корабль судостроителю, но к моменту прибытия корабля в Копенгаген война закончилась, и оказалось, что Дании не нужен броненосец. Кроме того, при осмотре корабля в Копенгагене, датские офицеры выявили большое количество строительных недостатков и отказалась от корабля. И тогда Арман тайно перепродал Stærkodder Конфедерации в декабре 1864 года.

CSS Stonewall в Эль-Ферроле
CSS Stonewall в Эль-Ферроле

6 января 1865 года корабль принял команду Конфедерации в Копенгагене под командованием капитана Томаса Джефферсона Пейджа. Судно, получившее название «Олинде», покинуло Копенгаген 7 января с датским капитаном и командой для сохранения секретности. Оно перешло к побережью Бретани, где с корабля сняли датский экипаж, а их место заняли моряки и офицеры Конфедерации. Под именем CSS Stonewall корабль отправился в путь через Атлантику, но жестокий шторм и повреждения вынудили капитана развернуться и взять курс на испанскую военно-морскую базу Эль-Ферроль. Там CSS Stonewall под неустанным контролем двух стационерных канонерских лодок США провел ремонт, пополнил запасы провизии и 24 марта 1865 года, подняв знамя, полный решимости вступить в бой с канонерками северян, покинул Эль-Ферроль, взяв курс на Гавану.

Корабль совершил сложный рейс на американский континент и прибыл на Кубу, когда Гражданская война закончилась полным разгромом Конфедерации. Испанцы воспользовались ситуацией, и объявили CSS Stonewall своей собственностью. Однако под давлением дипломатов США, корабль был передан властям Соединенных Штатов. Те, в свою очередь, поняв, что не нуждаются в большом броненосном флоте, продали броненосец за 400000 долларов сёгунату Токугава, последнему феодальному военному правительству Японии. Он стал «Котэцу» (甲鉄, буквально «броненосный»), первым японским бронированным кораблем.

CSS Stonewall в Гаване
CSS Stonewall в Гаване

Судьба и тут сделала свое дело: пока экс-CSS Stonewall соврешал переход к берегам Японии вокруг Южной Америки и через весь Тихий океан, в Стране Восходящего Солнца разразмлась междоусобная война. Токугава — новый владелец корабля, — в этой войне проигрывал. И прибыв к берегам Японии, перегонная команда подняла над «Котэцу» американский флаг и стала выжидать, кто выйдет победителем из этой гражданской войны. Интересно, что все время, пока японцы разбирались между собой, на корабле размещалось американское торговое представительство. В январе 1869 года корабль в восьмой раз сменил владельца — теперь им стало императорское правительство Японии.

Броненосец «Котэцу» в1871 году получил имя «Адзума». Корабль был выведен из эксплуатации в 1888 году.

Второй корабль — Cheops, — был продан Пруссии в январе 1865 г. за 620900 талеров или 1863 тысячи марок. Новые владельцы надеясь сразу ввести корабль в бой, но этому не суждено было случиться. Спущенный на воду корпус корабля достраивался очень медленно. К тому же у Армана случились проблемы с поставщиками оборрудования, и доделка броненосца затянулась. И пока шло строительство, а немцы кусали локти, Cheops был переименован в Prinz Adalbert, в честь Генриха Вильгельма Адальберта (1811—1873 гг.) — младшего брата короля Фридриха Вильгельма II, инициатора создания германского флота, прусского адмирала, с 1853 г. командующего флотом.

Броненосец Heops - Prinz Adalbert
Броненосец Heops – Prinz Adalbert

Броненосец прибыл в Гамбург летом 1866 года, когда война уже закончилась. После устранения всех выявленных дефектов и недоделок, Prinz Adalbert был мобилизован во время австро-прусской войны 1866 года. Броненосец не участвовал в военных действиях, так как в Северном и Балтийском морях не было кораблей противника. После очередного обширного переоборудования между 1868 и 1869 годами он охранял Гамбургский порт во время франко-прусской войны. К середине 1870-х стало очевидно, что древесина под броней корабля начала гнить, и в 1878 году корабль вывели из состава флота и отправили на слом.

Из двух кораблей в реальных боевых действиях поучаствовал только японский «Котэцу»: в качестве флагманского корабля он принял участие в бою при Мияко 6 мая 1869 года. При этом борненосец не сделал ни одного выстрела, хотя и отбил абордажную атаку.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.