Российский самолет-трансформер: региональный авиалайнер Ту-130/136

В начале 90-х годов ХХ века КБ Туполева разработало проект инновационного на то время регионального самолета, значительно отличавшихся от современных ему разработок большей функциональностью.

Российский самолет-трансформер: региональный авиалайнер Ту-130/136

Самолет с индексом Ту-130 был разработан в конструкторском бюро Туполева под руководством главного конструктора В. В. Кирсанова. Проект представлял из себя широкофюзеляжный самолет для воздушных линий малой и средней протяженности и, в случае выхода на этап производства, мог заменить уже тогда устаревающие Ан-24 и Ан-26, а так же современные аналоги — самолеты Ан-28, Let L-410 и даже ATR 42–300.

Российский самолет-трансформер: региональный авиалайнер Ту-130/136

Самолет Ту-130 должен был иметь длину фюзеляжа 22,75 м., размах крыльев 26,54 м. Крейсерская скорость в 480 км/ч достигалась при работе на полную мощность двух ТВД типа ТВ7-117С мощностью по 2500–3000 л.с. Дальность полета при максимальной нагрузке составляла бы 2500 км.

Российский самолет-трансформер: региональный авиалайнер Ту-130/136

Ту-130 мог бы вместить 50 пассажиров в однокласcной пассажирской компоновке или 6,5 тонн груза в стандартных контейнерах в грузовом варианте. При этом загрузка пассажиров осуществлялась через боковую заднюю пассажирскую дверь, а груза — через заднюю аппарель. Интересно, что на модификацию салона из пассажирского в грузовой силами экипажа требовалось 2 часа. Предполагалось, что самолет мог бы доставлять в удаленные аэропорты Крайнего Севера вахтовиков, а обратно улетать в грузовом варианте с почтой и другими грузами. Естественно, не исключалось использование самолета и в одном из вариантов (грузовой/пассажирский) на постоянной основе.

Российский самолет-трансформер: региональный авиалайнер Ту-130/136

Позже был разработан вариант самолета, работающего на криогенном топливе, он получил индекс Ту-136. Его основным отличием от базовой модели были увеличенные мотогондолы, которые крепились на дополнительных спонсонах и содержали в себе, помимо двигателей, еще и резервуары с криотопливом.

Российский самолет-трансформер: региональный авиалайнер Ту-130/136

Этот вариант самолета обладал меньшим на 1 метр размахом крыла, большей крейсерской скоростью (500 км/ч) и дальностью полета (3000 км).

К сожалению, в «лихие 90-е» российской авиапромышленности было не до внедрения новых образцов авиатехники в производство. Поэтому оба варианта инновационного регионального авиалайнера так и остались в статусе проектов.

Оригинальный материал размещен в блоге ЯндексДзен


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.