Коварство турбулентности: в чем ее скрытая опасность?

Мы все знаем про такое явление, как турбулентность. Возникает оно из-за разности атмосферного давления: в атмосфере постоянно меняется давление, направление и температура, что делает воздушные массы неоднородными по плотности. Это и образует «болтанку». Однако в чем «подлость» трублетности?

В таких облаках часто возникает  турбултеность.
В таких облаках часто возникает турбултеность.

Обычно перед полетом пилоты знают о возможных зонах турбулентности на предстоящем маршруте из сводок погоды и метеорологических карт. Также у пилота есть специальный радар, показывающий зоны турбулентности. Их он, естественно, облетает. Определить турбулентность можно и по внешним признакам:

1) Пушистые, кучевые облака и особенно если они дождевые – турбулентные, из-за образующихся в них нисходящих и восходящих воздушных потоков. Как правило, турбулентность возникает как раз в облаках.

2) Часто турбулентность возникает возле гор, и чем ближе к горам, тем сильнее.

Турблетность на меторадаре. Зеленый - безопасная зона, желтый - уже надо быть осорожным, красный  - лететь нельзя.
Турблетность на меторадаре. Зеленый – безопасная зона, желтый – уже надо быть осорожным, красный – лететь нельзя.

Однако бывает, что тряска возникает посреди ясного неба. При этом такую турбулентность трудно обнаружить заранее – ее не видно ни с помощью радара, ни визуально. Это явление называют «турбулентностью ясного неба». Строго говоря, из-за того что это явления очень сложно наблюдать его пока слабо изучили. Пока метеорологи могут лишь примерно называть зоны с большой вероятностью такого вида турбулентности. Тем не менее, турбулентность ясного неба часто приводит к катастрофам.

Движение воздушных потоков при абсолютно ясном небе
Движение воздушных потоков при абсолютно ясном небе

Например, 17 марта 1960 года пассажирский самолет Lockheed L-188 Electra разбился под городом Каннелтоном из-за сильной турбулентности ясного неба. При этом местные метеорологи тогда исключали вероятность этого явления.

 Lockheed L-188 Electra
Lockheed L-188 Electra

Другой пример – 5 марта 1966 года произошла катастрофа вблизи горы Фудзи. При этом турбулентность ясного неба была такой сильной, что не выдержала рассчитанная на турбулентность (!) конструкция самолета и он разрушился в воздухе при чистом небе. Погибли 124 человека.

Более современное событие произошло 1 мая 2017 года Boeing 777 авиакомпании «Аэрофлот», направлявшийся из Москвы в Бангкок, также попал в зону турбулентности ясного неба, тогда пострадали 27 человек. Обошлось без жертв, однако пассажиры получили сильные травмы, при этом четверым потребовалось вмешательство хирурга.

Оригинальный материал размещен в блоге ЯндексДзен


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.