Разработка и ввод в эксплуатацию нового широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета 777 для компании Boeing имели большой успех. С момента своего запуска 777 превзошел Boeing 747 и стал самым продаваемым широкофюзеляжным самолетом в истории. Но среди всех вариантов «трех семерок» модель 777-300 выделяется самыми низкими продажами в истории пассажирского авиастроения – за все время было продано всего 60 самолетов этой модификации. Почему это произошло не повторит ли новый Boeing 777x судьбу своего предшественника?
Авиалайнер Boeing 777 проектировался как дальнемагистральный двухмоторный самолет, который мог без ограничений летать как над сушей, так и над морями и океанами в соответствии с новыми правилами ETOPS. Старший брат 777-го, Being 747, уже имел огромный успех как широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет. Однако его четыре двигателя были очень неэкономичными, что сильно сказывалось на экономике авиаперевозок.
Был еще и Боинг-767, двухмоторный дальнемагистральный самолет, но его грузоподъемности было недостаточно для некоторых дальнемагистральных рейсов. И Boeing видел большой потенциал в самолете, который окажется где-то между 747 и 767.
Самолет Boeing 777-200 был введен в эксплуатацию в июне 1995 года, первой его получила авиакомпания United Airlines. Новый самолет оказался популярным у нескольких авиакомпаний США, которые использовали его для внутренних трансамериканских рейсов, он также был популярен в Азии.
Но спрос на модернизированный вариант 777-200 с большей дальностью полета превзошел все ожидания. Имея дальность полета 9700 км, 777-200 был ограничен в международных и, в частности, трансокеанских рейсах, а модернизированный 777-200ER справился с такими задачами легко: с дальностью полета 13080 километров он мог летать из Европы в Австралию и Южную Америку, из Азии в Европу, из Америки в Австралию и Азию. Первые такие самолеты получила авиакомпания British Airways получила в феврале 1997 года.
В результате улучшенный -200 превзошел оригинал: было построено 422 самолета 777-200ER против 88 самолетов обычного 777-200.
Ситуация повторилась с новой улучшенной моделью авиалайнера – Boeing 777-300: несмотря на увеличившуюся по сравнению с моделью -200 пассажировместимость и дальность полета, авиакомпании не спешили покупать его, а ждали версию с увеличенной дальностью полета. И когда в 2004 году на рынке появился 777-300ER, все заказы перешли в портфель этого лайнера.
Версия ER могла пролететь 13600 км с тем же количеством пассажиров, что и базовая модель. Этот лайнер больше подходил для дальних перелетов из-за большей емкости топлива и расчетного времени нахождения в воздухе.
Но и с 777-300 все было в порядке: это модель с улучшенными, по сравнению с 777-200, планером, грузоподъемностью и дальностиью полета. Самолет хорошо показал себя на средних и коротких маршрутах (как и 777-200) с высокими показателями трафика, особенно в Азии.
Но для многих авиакомпаний просто не имело смысла использовать более крупный широкофюзеляжный самолет на более коротких маршрутах, для этого есть другие типы самолетов.
Из-за таких особенностей маркетинга разница в популярности этих двух авиалайнеров огромна: было заказано всего 60 экземпляров версии 777-300и 882 самолета версии 777-300ER.
И 777-200, и 777-300 столкнулись с одной и той же проблемой продаж: «стандартные» варианты одного и того же типа самолета были менее популярны, чем варианты с увеличенным диапазоном полета. Повторится ли ситуация с новым 777X?
Маркетологи Boeing говорят, что они учли свои ошибки, и ситуация, когда базовая модель самолета будет непопулярна, больше не повторится. Новые самолеты максимально унифицированы, а минимальная дальность полета Boeing 777-9 увеличена до 13500 км – такое же расстояние популярно у большинства авиакомпаний, предлагающих дальнемагистральные рейсы. Ну а модель Boeing 777-8 позиционируется как мега дальнемагистральная: самолет может преодолеть 16170 км, а такие расстояния для перевозки пассажиров не очень популярны у перевозчиков.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.