Ростов-на-Дону и Азов потеряли статус морских портов и не получили статус речных

Порты Ростов-на-Дону и Азов потеряли статус морских, но и не приобрели статус речных. Эта проблема появилась еще в 2019 году, когда из перечня внутренних морских путей была официально исключена часть реки Дон.

Сейчас эти порты в низовье Дона на юге России сталкиваются с большими проблемами при строительстве и реконструкции гидросооружений, проведения госэкспертиз, дноуглубительных работ, требованиям к предприятиям, расположенным в зоне этих портов, судоходным компаниям, судам и экипажам.

Как отметил депутат Госдумы Виктор Дерябкин, курирующий водный транспорт, возникла правовая коллизия в области водотранспортного комплекса Нижнего Дона — портов Ростова и Азова: Азово-Донской морской канал от Азова, река Дон до приемного буя были исключены из перечня внутренних морских путей. Возникла парадоксальная ситуация: порты уже-де-юре не стоят на море, но в правовой базе для их речного статуса существуют серьезные «белые пятна».

Депутат отметил, что вопрос со статусом этих портов не может решиться уже много лет. Еще в 2019 году депутаты Госдумы разработали первый законопроект, который позволил бы разрешить противоречия в статусе портов и дать возможность им нормально работать и развиваться. Однако правительство отправило его на доработку. И вот теперь появился второй документ, который тоже не был поддержан целым рядом ведомств.

Без замечаний законопроект согласовали только Минфин, Минобороны и Росморречфлот. Минэкономразвития, Росрыболовство и корпорация «Росатом» предложили внести еще изменения — в частности, в Градостроительный кодекс по поводу обязательных государственных экспертиз при проведении реконструкции в речных портах. А вот Минприроды и Росприроднадзор проект не поддержали фактически без внятного объяснения причин.

«В итоге вопрос снова отложен на неопределенное время, и эта бюрократия мешает полноценной работе портов Нижнего Дона, которые я без преувеличения назову стратегическими. Сегодня, когда мы говорим о необходимости увеличивать объемы грузоперевозок по внутренним водным путям и развитии речных портов, время работает против нас. Всего несколько поправок в закон позволят речникам полноценно работать, расширять инфраструктуру, углублять дно, что особенно необходимо в условиях постоянного маловодья на Дону», — отметил Виктор Дерябкин.

Напомним, за последние два года грузооборот портов на Нижнем Дону снизился в несколько раз. Виной всему стали ограничение на движение судов через Азовское море в начальный период навигации 2022 года, санкции, введенные против компаний и отдельных видов грузов и обмеление Дона. Для увеличения грузооборота необходимо совершенствовать существующую портовую инфраструктуру и углублять фарватеры реки. Но без законодательной базы это сделать не так просто.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.