Dassault Mercure: неудачная попытка победить Boeing в Европе

Пассажирский авиалайнер Dassault Mercure совершил свой первый полет 28 мая 1971 года, но производство было прекращено всего четыре года спустя. Почему же провалился проект европейского авиалайнера, который должен был оттянуть европейский рынок авиаперевозок на себя?

Создание нового двухдвигательного авиалайнера началось в конце 60-х годов, практически сразу после неожиданного триумфа американского двухдвигательного Boeing 737. Как и конкурент, новый самолет рассчитывался на среднемагистральные перевозки, а его создатели надеялись привлечь множество заказов европейских авиакомпаний, которым американский самолет был не по карману. В программе создания нового европейского самолета приняли участие лучшие авиастроительные компании Европы.

Так, для разработки и производства нового авиалайнера французская компания Dassault создала консорциум с несколькими известными компаниями, включая Fiat (Италия), CASA (Испания), ADAP (Бельгия), Emmen (Швейцария) и Canadair (Канада). Участники консорциума разрабатывали самолет, который бы смог превзойти по многим характеристикам американский Boeing 737. Так, самолет имел большую дальность полета в 2084 км и смог брать на борт более 150 пассажиров.

Однако на Dassault Mercure 100, так назвали новый авиалайнер, использовались устаревшие к началу 70-х годов реактивные двигатели Pratt & Whitney JT8D-15: хоть они и обеспечивали самолету тягу 69 кН (15 500 фунтов силы) каждый, что позволяло развивать скорость в полете до 926 км/ч, двигатели были неэкономичными по топливу и сильно шумными.

Французская авиакомпания Air Inter представила самолеты из Парижа в Орли таким рейсам, как Лион и Тулуза. //Фото: Dassault Aviation
Французская авиакомпания Air Inter представила самолеты из Парижа в Орли таким рейсам, как Лион и Тулуза. //Фото: Dassault Aviation

На Mercure возлагались большие надежды, поскольку он мог летать быстрее и был больше, чем 737. Тем не менее, рыночные условия оказались фатальными для самолета. Он был введен в эксплуатацию всего через год после начала нефтяного кризиса 1970-х годов. Нефтяное эмбарго вызвало резкий рост цен на реактивное топливо, а авиакомпании столкнулись с девальвацией доллара. Высокие темпы инфляции как в США, так и в Европе создавали дополнительные трудности. Поэтому перевозчики более бережно относились к своим средствам в сложных ситуациях того времени.

Представленный потенциальным клиентам Dassault Mercure оказался слишком дорогим в обслуживании, и эту дороговизну никак не могли окупить все преимущества авиалайнера перед заокеанским конкурентом. Надежды сделать самолет основным в авиапарках европейских компаний провалились: удалось привлечь только одного заказчика — авиакомпанию Air Inter, которая заказала 10 самолетов.

Cамолет Dassault Mercure 100 в ливрее Air Inter //Фото: Getty Images
Cамолет Dassault Mercure 100 в ливрее Air Inter //Фото: Getty Images

Справедливости ради стоит заметить, что к Dassault Mercure 100 проявляли интерес и другие авиакомпании. Так, например, серьезно рассматривала возможность приобретения этих самолетов Air France. Но компанию не устроили дальность полета самолета и его двигательная установка. Производитель пытался исправить ситуацию, доработав исходную модель. Были заменены двигатели на Snecma/General Electric CFM 56, что дало рост дальности полета на 1000 км и экономию топлива. Однако Air France окончательно отказалась от идеи приобретать Dassault Mercure 100, когда правительство Франции отказало авиакомпании в ассигнованиях.

Между тем, самолеты, сделанные для Air Inter, пролетали на регулярных маршрутах до 1995 года. За это время они перевезли 44 миллиона пассажиров, а суммарное время налёта составило 360 000 лётных часов, выполнили 440000 полетов без единой аварии. Коэффициент надежности составил 98%.

Два Pratt & Whitney JT8D-15 обеспечивали тягу 69 кН (15 500 фунтов силы) каждый, обеспечивая крейсерскую скорость 926 км/ч (575 миль в час) и дальность полета 2084 км (1125 морских миль). //Фото: Dassault Aviation
Два Pratt & Whitney JT8D-15 обеспечивали тягу 69 кН (15 500 фунтов силы) каждый, обеспечивая крейсерскую скорость 926 км/ч (575 миль в час) и дальность полета 2084 км (1125 морских миль). //Фото: Dassault Aviation

Европейский консорциум — но уже немного в другом составе участников — смог потягаться с Boeing только когда представил широкофюзеляжный самолет Airbus A300. Самолет совершил свой первый полет всего через год после Mercure и был представлен в том же году, что и Dassault. С более чем 560 поставками A300 имел международный успех: естественным преимуществом широкофюзеляжного двухдвигательного самолета было то, что он был легче и эффективнее, чем американские трехдвигательные конкуренты, такие как Douglas DC-10 и Lockheed L–1011 TriStar. Эта эффективность в то время была жизненно важна на фоне стремительного роста цен на топливо.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.