Самый загадочный проект линейного корабля, которому есть документальные подтверждения в Центральном архиве ВМФ России – это, безусловно, нереализованный линкор проекта инженера Костенко.
На самом деле, задание на разработку мощного и сбалансированного линейного корабля для Российского императорского флота получила фирма «Наваль», имевшая судостроительные мощности в городе Николаеве. Ну а главным инженером-конструктором на этом предприятии был Владимир Полиевктович Костенко, который и возглавил разработку уникального проекта самого мощного русского линейного корабля начала XX века.
1. Основная задача, которая ставилась Морским министерством разработчикам – создать современный сбалансированный линейный корабль, способный одинаково успешно действовать в составе эскадры на любом морском театре. Проектантов не ограничивали в размерениях, вооружении и архитектуре новых линейных кораблей.
2. Всего конструкторское бюро завода «Наваль» под руководством Владимира Костенко разработало 4 варианта корабля. Первый был наиболее быстроходным и с ослабленным бронированием, четвертый – с усиленным до 325 мм бронированием главного пояса, а второй и третий – сбалансированными по вооружению, скорости и бронированию.1 из 2
3. Основные размерения проекта линкора составляли : длина 230 – 250 метров, водоизмещение 42300 – 45200 тонн, скорость 25 – 31 узел, основное вооружение – от 8 в двухорудийных до 16 в четырехорудийных башнях 406/50 мм орудий в зависимости от варианта проекта.
4. В проекте линейного корабля впервые в мировом кораблестроении была принята весьма оригинальная схема размещения башен главной артиллерии: они располагались в оконечностях и на одном уровне. По словам самого Костенко, такое расположение уменьшало судостроительный вес, позволяло упростить конструкцию подбашенных отделений и погребов и обеспечивало достаточно низкий силуэт корабля. Позже похожие схемы применялись в проектах некоторых английских, французских и японских капитальных кораблей.
5. Бронирование линкора представляло из себя многослойную цитадель с внешним броневым поясом толщиной 225 – 325 мм, и внутренними бронированными переборками меньшей толщины, несколькими бронированными палубами и хорошо бронированными оконечностями.
6. В линкоре Костенко, впервые в России, была детально проработана противоторпедная защита. Не считая бортового клетчатого слоя шириной 1,2 м, жизненно важные части корабля были отделены тремя вертикальными продольными переборками, средняя из которых находилась на расстоянии от наружного борта в 4,5 м. Она была сделана из 25 мм брони, чтобы ее не могли пробить осколки тонкой первой переборки. Между первой и второй переборками помещался внутренний водяной экран толщиной в 1,5 м. Этот же промежуток мог служить резервными нефтяными ямами.
7. По расчетам самого Костенко, данный корабль, во втором своем варианте, превосходил в бою практически всех своих ближайших конкурентов по боевой устойчивости – «Нагато», «Тоса», «Овари», «Мериленд», «Амаги» и т.д.
8. Разработка проекта в 1917 году мистическим образом прекратилась, да и по самому проекту осталось довольно мало данных. Так, в дневнике Костенко, записано: «проектирование было приостановлено в начале 1917 г.» Что послужило причиной – неизвестно.
9. Если бы проект линкора был бы реализован, то корабль вошел бы в строй в 1922 – 1925 году и мог бы стать самым мощным линкором того времени. Что, безусловно, поменяло бы историю развития кораблей этого класса.
10. Проект линкора Костенко был реализован виртуально – в популярной сетевой MMORPG игре World of Warships.
Корабль этого проекта представлен под именем «Синоп» и находится на 7-м уровне ветки линкоров во флоте Советского Союза. Виртуальном, конечно.
Оригинальный материал размещен в блоге ЯндексДзен
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.