Авиаконструктор: «Неизвестно когда создадут что-то новое, но это определённо произойдёт»

Гражданская авиационная промышленность — одна из самых сложных и наукоемких отраслей машиностроения. Сегодня в рамках правительственной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, которую в части авиастроения курирует вице-премьер Юрий Борисов, отрасль получает второе дыхание и становится перспективной для профессиональной реализации. О том, в каком направлении двигаются российские разработчики гражданской авиации, какие проекты развивают, почему стоит выбрать путь, связанный с самолётостроением, а также почему стоит выбрать профессию конструктора, а не программиста рассказал Денис Иванченко, инженер-конструктор ПАО «Корпорация «Иркут».

— Денис, расскажите как сейчас развивается отрасль авиастроения в России?

— Пожалуй, самые известные отечественные проекты сейчас — MC-21, Suchoi Superjet и CR929. Но это далеко не все гражданские проекты, над которыми ведётся работа, на самом деле их гораздо больше. Например, в нашей стране появилось много компаний, занимающихся разработкой мультикоптеров для различных целей, а это тоже гражданская авиация. В последнее время идет очень активное развитие отрасли. В интернете можно найти множество объявлений о поиске авиационных специалистов на различные проекты. Также в связи с санкциями количество работы резко увеличилось, при этом сейчас есть дефицит квалифицированных сотрудников.

— Почему вы стали авиаконструктором? Что стало стимулом?

— Город Таганрог, в котором я вырос, тесно связан с авиацией. Кроме большого авиационного завода ТАНТК им. Г. М. Бериева, здесь есть филиалы именитых компаний, достаточно много небольших авиационных фирм и несколько учебных заведений, которые готовят специалистов. Конечно, при выборе профессии, я обращал внимание и на это.

А вообще мой выбор формировался с самого детства. Мои бабушка и дедушка были инженерами, и это сильно повлияло на мой выбор. Так же у меня с детства была тяга к технике — всегда было интересно узнать как все устроено, хотелось научиться что-то делать своими руками. Так, в младших классах я занимался в секции технического творчества, которая находилась прямо в моей школе в Таганроге. А в старших классах я посещал уже более серьёзный авиамодельный клуб, где мы учились строить различные летающие модели. В совокупности это все привело к тому, что ближе к окончанию школы я уже точно понимал, что мне хочется связать свою жизнь с авиацией.

— Как сейчас выглядит современная конструкторская деятельность? Что именно и с помощью чего работает специалист?

— Работа конструктора заключается в том, чтобы подобрать оптимальную конструкцию, которая будет удовлетворять всем необходимым требованиям (функциональным, прочностным, технологическим, весовым и т. д.) и записать результат своей работы в конструкторскую документацию: чертежи, спецификации и 3D модели, чтобы каждое следующее изделие после изготовления было таким же, как и предыдущее.

Я работаю инженером-конструктором более 13 лет и можно сказать, что я застал финал технической революции в этой сфере.

Когда я начинал работать, все ещё работали с бумажной документацией: чертежи, спецификации и т. д. Также было достаточно много специалистов, в основном пенсионного возраста, кто делал чертежи вручную, на специальных чертёжных досках — кульманах. Сейчас уже все выглядит совсем по-другому.

Современная работа инженера-конструктора в авиации — это 100% работа на компьютере, и уже, как правило, не с чертежами, а с 3D моделями, хотя электронные чертежи все ещё встречаются. Для работы с 3D моделями и чертежами мы используем специализированные сложные программы (Teamcenter, Unigraphics, AutoCAD). Современные средства проектирования в 3D пространстве, в отличии от плоских чертежей, позволяют намного точнее и рациональнее использовать объёмы. Особенно это полезно при работе с плотной компоновкой, так как чертежи не позволяют настолько точно оценить конструкцию, как 3D модели. Поэтому чертежи с каждым годом встречаются все реже. Но умение читать чертежи и работать с ними — база, которая по-прежнему необходима.

В сфере авиации у инженера-конструктора должен быть большой объем знаний.

Например, ты должен знать основы проектирования, характеристики материалов, основы прочности, технологии производства и сборки конструкции, нормы и стандарты и т. д. Когда я получал образование, преподаватель нам часто говорил, что каждому авиационному инженеру хватит знаний работать инженером в любой другой сфере, но далеко не каждому инженеру из другой сферы, хватит знаний, чтобы работать в авиации. Это действительно так.

— Вы принимали и принимаете участие в создании российского самолёта Superjet: как оцените работу над этим проектом?

— Сейчас мы занимаемся импортозамещением и установкой новых отечественных двигателей. Работы много, мы все стараемся, коллектив очень опытный и я уверен, что мы справимся.

— Как верно выбрать ВУЗ тем, кто хочет связать свою жизнь с авиацией? Какими качествами характера и интеллекта должен обладать человек?

— При выборе специальности конструктора, нужно попасть под определённые критерии, по которым уже в старших классах можно понять, подходит это вам или нет. Часто люди моей специальности очень «рукастые», и могут самостоятельно разобраться с проблемами в самой разной технике, причём не важно какой. Так же, должны неплохо даваться точные науки, особенно в работе помогают геометрия и математика. И самое главное, без чего точно не стоит идти в эту специальность — это наличие пространственного мышления. Лично я считаю, что это врожденная способность, и она либо есть, либо ее нет.

Наличие пространственного мышления проще всего проверяется упражнениями из уроков черчения, когда по двум имеющимся видам необходимо построить третий.

Если вам достаточно просто взглянуть на эти два вида, чтобы понять, как деталь выглядит в объеме, значит деятельность конструктора — это верное направление.

Что касается выбора вуза по авиационным специальностям, то обычно такие вузы или их филиалы располагаются в городах, где имеется крупные авиационные фирмы. И часто профессионалы этих фирм являются по совместительству преподавателями вузов. Честно говоря, я не слышал о том, чтобы какой-то из университетов, готовящий авиационных специалистов, является откровенно плохим. Но если есть выбор, я бы рекомендовал МАИ (Московский авиационный институт) — определённо это самый именитый российский ВУЗ, выпустивший множество профессионалов, которые работают по всему миру.

— Насколько выгодная и интересная профессия авиаконструктора?

— К сожалению, профессия конструктора не самая популярная, у многих в голове сложился стереотип о том, что конструктор — это человек с карандашом, который целый день стоит у чертёжной доски и за небольшую зарплату занимается чем-то очень сложным и непонятным. Из-за этого профессия выглядит непривлекательно и часто не рассматривается всерьёз. Молодёжь обычно интересуется другими профессиями, которые выглядят более модно и современно, такими как программист. На самом деле эти профессии в чем-то похожи, ведь программисты — это, по сути, те же инженеры, они тоже проводят целый день за компьютером. Но лично я считаю, что, выбирая профессию на долгие годы, нужно учитывать, как эта работа будет выглядеть изнутри. Мне кажется, что намного интереснее работать с 3D моделями и постоянно наблюдать их на мониторе, чем целыми днями набирать код и смотреть на строчки с буквами и цифрами. Но многие об этом не задумывается.

На мой взгляд, профессия авиационного конструктора — творческая и креативная. Типичный рабочий процесс изнутри похож на сборку пазла.

Получив задание на разработку чего-либо, сначала прорабатываются различные «черновые» схемы, которые позволили бы добиться желаемого результата, и выбирается лучшая из них, потом начинается все более и более точная и детальная проработка, моделирование конструкции, пока не получается добиться нужного результата. Не всегда это удаётся сделать с первого раза и приходится начинать все сначала.

Есть моменты в работе инженера-конструктора, которые мало кому нравятся. Например, выполнение прочностных расчетов. При этом есть специалисты, кто осознано выбирают направление этой инженерной деятельности. Таких людей мало, но они очень нужны, поэтому очень ценятся.

Касаемо зарплат в моей сфере, я бы сказал, что они достойные и конкурентные с зарплатами тех же программистов. Все зависит от места, где человек работает и его квалификации.

— Какие самолеты Вас вдохновляют?

— Привыкнув работать с самолётами классической компоновки, меня вдохновляют самолеты нестандартной конструкции, такие как ВВА-14, СУ-47, ЭКИП. Когда видишь эти проекты, то поражаешься — как они вообще могут летать? Одновременно с этим возникает мысль, что, возможно, существует какая-то схема летательного аппарата, до которой человечество ещё не додумалось, но которая в теории могла бы быть намного эффективнее и лучше той, к которой мы все привыкли. Осталось ее найти.

— Кто из авиаконструкторов оказал наибольшее влияние на вашу карьеру? На кого Вы ориентируетесь?

— Из известных мне авиаконструкторов, большое впечатление на меня оказывают работы Роберта Людвиговича Бартини. У него был нестандартный подход, он старался создать что-то уникальное. Многие его идеи сильно опередили своё время, а некоторые летательные аппараты даже сейчас выглядят так, как будто они из будущего.

Я очень рад, что мне посчастливилось поработать на том самом предприятии, где в своё время работал этот человек.

— Как вы думаете в чем отличие между самолётами, которые делали в СССР и современными самолётами?

— У меня есть опыт работы с документацией самолётов, которые были спроектированы ещё в СССР. Просматривая старые чертежи, я неоднократно ловил себя на мысли, что не понимаю, как советские инженеры, не имея под рукой компьютера с профессиональными программами, смогли это сделать! Это вызывает восхищение.

А что касается моей специализации, то пожалуй, самое большое отличие между советскими и современными самолётами — это внедрение композиционных материалов. В советское время такие материалы тоже были, но их не использовали для силовой конструкции и настолько глобально. Сейчас эти технологии используют для изготовления крупных или даже основных частей некоторых самолётов. Хотя большинство самолётов по-прежнему проектируются и изготавливаются из металла. В остальном, конструкция и материалы, применяемые в СССР практически такие же, которые мы используем сейчас. При этом, кардинально изменился процесс проектирования, и с применением новых технологий он стал намного проще и быстрее.

Что касается отличий современных самолётов в целом — основная разница в электронике и программном обеспечении, которое сейчас устанавливается.

— Каким вы видите будущее авиации как в России, так и в мире?

— Компании-производители гражданской авиатехники всего мира постоянно работают над улучшением своей продукции: внедряются новые идеи и технологии. Основной прогресс приходится на электронику и программное обеспечение самолёта, но развитие идет по всем направлениям.

Сложно сказать, в какой стране, когда и в каком направлении создадут что-то новое и революционное, но это определённо произойдёт.

Если говорить о гражданской авиации в целом, мне кажется следует ожидать прорыва в сфере мультикоптеров, их разработка уже ведётся семимильными шагами, в том числе и в нашей стране. Скоро мы увидим их везде. Рано или поздно, они будут использоваться внутри крупных и загруженных городов, сначала для доставки грузов и товаров, а потом и как персональный транспорт.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.