Французский авианосец PANG: проект, который разрабатывают уже 20 лет » Морской и воздушный флот
Проект авианосца PANG

Французский авианосец PANG: проект, который разрабатывают уже 20 лет

Министерство обороны Франции определились, наконец, с проектом следующего французского авианосца. Программа по его созданию названа Porte-Avions de Nouvelle Génération (PANG). О планах построить такой корабль к 2040 году заявил президент Франции Эмманюэль Макрон.

История разработки авианосца для пары действующему с 2001 года авианосца Charles de Gaulle, началась еще в 2003 году, когда Министерство обороны Франции впервые задумалось о недостаточном паритете сил морской авиации во флоте. Дело в том, что, начиная с 50-х годов во флоте Франции выработалась схема, при которой корабли основных классов работали в паре. В случае с авианосцами, так и было: в 1959 году был введен в строй авианосец Clemenceau, а через четыре года — Foch.

Авианосец Fosh типа Clemenceau
Авианосец Fosh типа Clemenceau

В конце 90-х года XX века правительство Франции одобрило проект авианосца Charles de Gaulle, который должен был быть построен на замену отслужившего свой срок и морально устаревшего Clemenceau, парный же авианосец Richelieu решили не строить, и проработать варианты более мощного корабля, который должен прийти на смену Foch и стать парным для Charles de Gaulle.

Однако планам не суждено было сбыться: сначала Министерство обороны Франции забраковало улучшенный проект Charles de Gaulle, после вдруг выяснилось, что желание конструкторов запихнуть в корпус Charles de Gaulle три атомных реактора и 90 самолетов — неосуществимо, и нужно кардинально переделывать корпус. Далее французы отказались от предложенных вариантов с дизельными двигателями, меньшим авиакрылом, пониженными оборонительными и мореходными характеристиками в корпусе Charles de Gaulle.

Авианосец Charles de Gaulle
Авианосец Charles de Gaulle

Было решено, наконец, разрабатывать совершенно новый проект корабля, и исходить не из размеров уже введенного в строй авианосца, а из потребностей республики и ее политических устремлений. Первым делом французы вошли в альянс с английскими кораблестроителями, в это время разрабатывавшими проект авианосца HMS Queen Elizabeth. Это решение открыло путь для французского участия в программе CVF (Авианосец будущего): французы инвестировали в научно-технические разработки нового корабля собственный капитал, взамен же получали эти самые новые технологии. в 2011 году Министерство обороны Франции предложило купить проект английского авианосца, а может, и сам головной корабль. Однако вскоре от этих идей отказались, а Франция вышла из проекта CVF, получив, однако, достаточное количество технологических наработок для создания собственного проекта.

На этом история создания собственного авианосца могла бы и закончиться, однако желание президентов Республики обладать собственной парой авианесущих кораблей толкнула французских адмиралов и проектировщиков на очередной раунд попыток создать современный авианосец. Теперь уже не в пару, а на замену авианосца Charles de Gaulle.

В 2018 году было объявлено о создании четырех отдельных групп разработки, результаты своей работы одни должны были представить к середине 2020 года. Предполагалось, что из четырех представленных проектов авианосца-2040, будет выбран один, который и пойдет в строительство.

Вместе с эскизными проектами, разработчики нового авианосца должны были ответить на три вопроса:

  • с какими угрозами столкнется этот корабль? Какие задачи будет решать будущий авианосец?
  • каковы характеристики будущего авианосца в соответствии с уровнем техники в 2030 году? Какая пропульсивная установка?
  • какие инновационные решения будут применены в проекте, по отношению к аналогам в зарубежных флотах?

Выводы этих исследований промышленники представили в Министерство Вооруженных Сил в феврале 2020 года.

Первый проект, представленный компанией Chantiers de l’Atlantique, базировался на разработках, полученных во время участия французов в проекте CVF: длина корабля составляла 283 метра, максимальная ширина по полетной палубе — 78,3 метра, осадка 10,7 метров. Проект корабля предполагал водоизмещение в 74 тысячи тонн, обычную дизель-электрическую энергоустановку с традиционной двухвинтовой пропульсивной установкой и двумя полубалансирными рулями. Такой авианосец мог взять на борт постоянную авиагруппу из 35 самолетов Rafale, два самолета дальнего радиолокационного обнаружения Grumman E-2 Hawkeye и пять вертолетов. Пункт управления полетами и кораблем находился в островной надстройке, смещенной немного назад.

Второй проект, представленный компанией General Atomics, тоже частично базировался на разработках программы CVF. Однако предполагал чуть большие размеры и водоизмещение, доходившее до 80 тысяч тонн, две островных надстройки, смещенных в корму, чуть большее количество лифтов и катапульт.

Третий и четвертый проекты предусматривали увеличение размеров и водоизмещения до 90 тысяч тонн, атомную энергетическую установку, большее количество самолетов.

Проект авианосца PANG
Проект авианосца PANG

В итоге выбор остановился на третьем проекте, который и будет дорабатываться уже как рабочий проект нового французского авианосца. Окончательные размерения корабля проекта PANG все еще определяются, однако уже совершенно точно, что это будет корабль длиной свыше 300 метров и водоизмещением 75 тысяч тонн. В качестве энергетической установки на PANG два ядерных реактора К22 общей мощностью 450 мВт, пропульсивная будет состоять из трех шестилопастных винтов и двух полубалансирных рулей, к этому добавятся несколько подруливающих устройств и успокоителей качки в корпусе. В авиагруппу авианосца войдут 36 многоцелевых истребителей Rafale M или новой модификации, два самолета дальнего радиолокационного обнаружения Grumman E-2 Hawkeye и пять вертолетов NH90 NFH Caïman Marine / H160M Guépard Marine. Корабль будет содержать боеприпасы и провизию на две недели активных боевых действий, его экипаж составит 2000 офицеров, матросов, пилотов и обслуживающего персонала.

3D изображение авианосца проекта PANG
3D изображение авианосца проекта PANG

Авианосец проекта PANG предполагается доработать до 2027 года, после чего, в 2030 году начать его строительство с предполагаемым вводом в строй не позднее 2040 года, когда существующий единственный авианосец Франции Charles de Gaulle окончит свою службу. И как только будет решен этот вопрос, перед французами встанет новый: каким будет парный для PANG авианосец и когда он появится?