Яхта Prinzessin Victoria Luise: первый в мире круизный лайнер

История морских круизов началась в 1900 году, с постройкой немецкой судоходной компанией Hamburg-Amerikanischen Packetfahrt-Actien-Gesellschaft (HAPAG, «Гамбург — Америка Лайн») специального круизного судна.

Весной 1900 года председатель правления и совладелец судоходной компании «Гамбург — Америка Лайн» Альберт Баллин заказал у судостроительного предприятия BLOHM & VOSS необычное судно. В соответствии с проектом это было изящное пассажирское судно с клиперным носом и бушпритом длиной почти 140 метров. При этом оно обладало большой надстройкой, в которой оборудовались роскошные залы и галереи для пассажиров.

Судно заложили в июне 1900 года и строили достаточно быстро, но когда кто-то интересовался его назначением, рабочие верфи отвечали, что Баллин сошел с ума и строит себе роскошную яхту на деньги компании.

Судно, названное в честь единственной дочери императора Германии Вильгельма II — Виктории Луизы, — которая была еще и близким другом Баллина, было действительно похоже на роскошную яхту. Такие обычно строили себе миллионеры или же королевские особы. Но яхту строили не для директора компании, а для нового направления бизнеса — круглогодичных круизов, которые Баллин фактически изобрел и предложил миру.

Круизное судно Prinzessin Victoria Luise было спроектировано так, чтобы больше походить на частную яхту, чем на какие-либо ее коммерческие аналоги. У нее был обрезной корпус шириной 15,9 м и длиной 124,2 м. Судно было полностью выкрашено в белый цвет, имело две мачты, минимум такелажа, закругленную как у клипера корму и богато украшенный нос с бушпритом и фигуркой немецкой принцессы. Корабль приводился в движение двумя паровыми машинами четырехкратного расширения, что позволяло развивать скорость до 15 узлов.

Круизная яхта вмещала 120 кают первого класса на 192 пассажира. При этом все каюты были роскошно обставлены. Каждая из них состояла из двух комнат и включала собственную комнату с ванной и туалетом. На судне были оборудованы ресторан, библиотека, спортзал и лаборатория для фотографов-любителей.

Судно вошло в строй 19 декабря 1900 года. На торжественной церемонии присутствовал император Германии Вильгельм II, который осмотрел судно и остался недоволен тем, что SS Prinzessin Victoria Luise оказалась крупнее и роскошнее его собственной императорской яхты Hohenzollern.

Альберт Баллин планировал получить новый специально-построенный круизный пароход намного раньше декабря 1900 года. так, по его планам, оно должно было быть построено за первые пять месяцев 1900-го и отправиться в свой первый круиз уже в конце августа. Планировалось, что судно с путешественниками пройдет за 138 дней через Средиземное море и Суэцкий канал в Индийский и Тихий океаны до Сан-Франциско, откуда путешественников поездом доставят в Нью-Йорк, а оттуда — стандартным трансатлантическим рейсом на одном из пароходов HAPAG. Однако, как мы уже знаем, судно удалось заложить только в июне 1900 года.

Поэтому в свой первый круизный рейс Prinzessin Victoria Luise отправилась 5 января 1901 года. Она вышла из Гамбурга через Булонь-сюр-Мер и Плимут в Нью-Йорк, откуда отправилась в вояж по островам Карибского моря. Такой круиз одному путешественнику обходился в 877 долларов (1425277 рублей на сегодняшние деньги). В следующий круиз судно отправилось 9 марта: маршрут пролегал через Средиземное море в Стамбул и обратно. Летом того-же года Prinzessin Victoria Luise совершала круизы из Гамбурга в Балтику с посещением Стокгольма, балтийских немецких портов и портов Норвегии.

Расписка о платеже первой части рассрочки за билет на круиз на пароходе SS Prinzessin Victoria Luise
Расписка о платеже первой части рассрочки за билет на круиз на пароходе SS Prinzessin Victoria Luise

Круизные программы менялись и дополнялись каждый год, а в 1905 году круизный пароход был переведен в США, оттуда стал совершать регулярные рейсы в Вест-Индию, базируясь на порт Кюрасао.

Служба круизного судна закончилась 16 декабря 1906 года поздно вечером, когда SS Prinzessin Victoria Luise попыталась войти в гавань Кингстона. Лоцман, который должен был осуществить проводку судна в порт, сильно задерживался, и капитан Брунсвиг решил зайти в порт самостоятельно. Но он неверно рассчитал курс, приняв огни на берегу за маяк в створе входа в бухту, и судно на скорости в 14 узлов врезалось в прибрежные скалы. Судно получило серьезные повреждения: от удара о массивную скалу SS Prinzessin Victoria Luise потеряла бушприт, правый якорь и несколько листов обшивки. Энергия удара сорвала машины с фундаментов и разбросала мебель в салонах.

Капитан, осознав, что только что уничтожил свое судно, уединился в своей каюте и застрелился. А команда тут-же начала спасательную операцию, пытаясь снять пароход с камней. Через несколько часов подошли немецкий крейсер Bremen и французский учебный корабль Duguay-Trouin. Пароход попытались стащить с камней буксиром, но эта затея не удалась.

Утром следующего дня пассажиров круизного судна свезли на берег на тендерах и шлюпках парохода и кораблей, пришедших на помощь, и попытались еще раз стащить SS Prinzessin Victoria Luise с камней буксиром. Но на море начался шторм, который помешал это сделать.

Яхта Prinzessin Victoria Luise: первый в мире круизный лайнер

Под ударами волн, корпус круизного парохода развернуло параллельно скалам и выбросило на берег. Последующий осмотр судна выявил серьезные структурные повреждения набора корпуса и килевых листов обшивки. Было установлено, что удар об скалы сместил паровые машины и некоторые котлы со штатных позиций, а некоторые помещения были затоплены водой на 4 метра. 19 декабря 1906 года, ровно через шесть лет после принятия судна в строй, пароход Prinzessin Victoria Luise был признан утраченным и не пригодным для восстановления и дальнейшей службы.

Оригинальный материал размещен в блоге ЯндексДзен


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.