Лайнер Astoria Grande (AIDAcara): призванный совершать революции

Круизный лайнер Astoria Grande наконец добрался до своего порта базирования: утром 8 июля 2022 года корабль вошёл в порт Сочи и ошвартовался у пирса Морского вокзала. Он отправится в свой первый пассажирский рейс с новым именем и под управлением новых владельцев уже 16 июля. Astoria Grande не первый раз выступает в качестве первопроходца: этот лайнер, построенный как AIDA, стал первым кораблём, предложившим современную концепцию круизного туризма ещё в 1996 году, первым, ориентированным на массовую европейскую аудиторию, первым, предложившим пассажирам сьюты с балконами и, наконец, первым с полностью русскоязычным экипажем и для российских туристов.  

От «праздничных кораблей» к «клубному»

В начале 90-х годов XX века, сразу после объединения Восточной и Западной Германии, в стране возникла крупнейшая частная судоходная компания, наследница просоветской плановой экономики, которая, однако, не могла достойно конкурировать с западными компаниями, работавшими по законам рынка. Бывший восточногерманский монополист — компания Deutsche Seereederei (DSR), базирующаяся в Ростоке, акционировалась в 1991 году, и её сразу выкупили два бизнесмена из Гамбурга — инвесторы Хорст Рахе и Николаус Х. Шюс. Новые владельцы тут же взялись за дело, и некогда крупнейшая судоходная компания Западной Европы была за полтора года разделена на несколько небольших специализированных компаний. Пассажирское направление с двумя теплоходами — Arkona и Fritz Heckert, — было выделено в отдельную компанию Arkona Touristik GmbH.

Плакат начала 90-х годов компании DSR, рекламирующий "праздничные корабли" Arkona, Fritz Heckert и Volkerfreundshaft //Фото: fotocommunity.de
Плакат начала 90-х годов компании DSR, рекламирующий “праздничные корабли” Arkona, Fritz Heckert и Volkerfreundshaft //Фото: fotocommunity.de

Проблемой новой круизной компании были сами корабли: Fritz Heckert был построен ещё в 60-х и совершенно не подходил для круизов с западной публикой. Его интерьеры, каюты да и размеры были весьма аскетичны, сам теплоход часто ломался и оставался в порту. И это судно было продано без промедлений. Второй же теплоход — Arkona, — строился для рейсовых маршрутов из Великобритании в Южную Африку, его оснащение было достаточно современным, однако заточено под рейсовые переходы, а не «клубный круизный отдых».

И бизнесмены решили построить для компании новое судно, отвечающее всем современным требованиям круизного бизнеса, чтобы привлечь новую, более массовую аудиторию немцев среднего класса и омолодить её. Планировалось реализовать революционные для рынка идеи: гости, которые до сих пор проводили свой отпуск в отелях и клубах отдыха, попав на круизный корабль, должны были почувствовать такую же клубную атмосферу и в круизе. В начале 1990-х годов круиз в Германии имел репутацию дорогого, элитного вида отдыха, подходящей только для пенсионеров. Средний возраст пассажиров на круизных судах составлял около 65 лет. И концепция «клубного корабля» полностью меняла и представления, и ощущения от круиза: непринужденный, спортивный и расслабленный. В костюме на ужин? Галстук как обязательный элемент одежды? Эти стереотипы были отброшены в новой концепции.

AIDA – «клубный корабль»

В соответствии с новой концепцией, круизный корабль должен был стать подобием отеля на воде. Он предоставлял туристам свободный выбор места за столом вместо фиксированного расположения мест в ресторанах, постоянный доступ к буфету со всегда свежими и готовыми закусками, кондитерскими изделиями, фруктами и напитками вместо регламентированных приёмов пищи, ланчей и бранчей, большое количество баров, пиццерий, кофеен, создающих впечатление улицы на каком-нибудь курорте. При этом сотрудники судна — это не какие-то тени, а вполне себе живые люди, охотно общающиеся с пассажирами. Кроме того, планировалось обустроить театры, бассейны, СПА и Веллнес-зоны, — то есть сделать корабль действительно плавучим курортом или клубом для туристов среднего класса.

«Нашей целью было создать современный круизный продукт для более молодой и активной целевой аудитории. Для этого традиционный круиз должен был быть тщательно очищен от стереотипов и предрассудков и освобождён от условностей. Мы подумали, что можем в круизный продукт встроить элементы, успешно работающие в прибрежном отдыхе на берегу».

Хорст Рахе

Для переноса элементов клубного отдыха в круизный продукт, компания наняла одного из лучших управляющих сети отелей «Робинсон» — Иоганна-Фридриха Энгеля. «Для меня это было захватывающее время, полное проблем и поиска решений. Дело было не просто в том, чтобы перенести элементы концепции отдыха „Робинзона“ на корабль. Скорее, мы задались вопросом: в каких аспектах мы можем улучшить успешный в то время клубный продукт и связать его с круизом?». Реализовать концепцию клубного корабля взялись гамбургские корабельные архитекторы Кай Бунге и Зигфрид Шиндлер.

Внешний вид лайнера AIDA в 1996 году //Рисунок olekit24
Внешний вид лайнера AIDA в 1996 году //Рисунок olekit24

Бунге и Шиндлер, делая рабочий проект, привнесли в него немало собственных идей: «Мы часто были катализаторами в это захватывающее время». Иоганн-Фридрих Энгель вспоминает, как однажды один из задействованных инженеров пришёл в его офис и пожаловался: «Они на самом деле хотят устроить фейерверк на борту!». Это было немыслимо, но осуществимо.

Ещё одной идеей конструкторов, реализованной в проекте, стала «рыночная площадь» — центральное место на общественной палубе с атриумом, высотой в несколько палуб. Или бар, в котором очень мало посадочных мест, потому что «стоять и двигаться в баре так же нормально, как сидеть в ресторане». Этот бар, имеющий форму звезды и соответствующее оформление, впоследствии стал визитной карточкой всех кораблей компании AIDA.

Проектный вид Звездного бара на лайнере AIDA //Фото: aida.de
Проектный вид Звездного бара на лайнере AIDA //Фото: aida.de

Новым в концепции стало и расположение общественных мест: их спроектировали над палубами с каютами, что в то время было ново. До этого рестораны, бары, солярии были рассредоточены по разным палубам вперемешку с пассажирскими каютами, что во многом создавало определённый хаос и неудобство как для отдыхающих в своих каютах пассажиров, так и для тех, кто решил пойти отдохнуть. Но сосредоточение всех развлекательных заведений целиком на нескольких палубах чётко разделяло корабль на тихую отельную зону и громкую зону развлечений и общения.

«Большие красные губы» меняют рынок круизов

Предварительный проект круизного лайнера AIDA //Фото: Ральф Шредер, Михаэль Тамм : AIDA – история успеха . Делиус Класинг Верлаг, Билефельд, 2007 г.
Предварительный проект круизного лайнера AIDA //Фото: Ральф Шредер, Михаэль Тамм : AIDA – история успеха . Делиус Класинг Верлаг, Билефельд, 2007 г.

Договор на строительство корабля по разработанной концепции был подписан 23 Августа 1994 г. с судостроительной компанией Kvaerner Masa Yards в финском Турку. Контракт предусматривал строительство судна за 22 месяца, что на 12 месяцев меньше, чем обычно занимает строительство крупного пассажирского судна. Kvaerner Masa Yards выполнила контракт в срок — работы по строительству судна шли очень активно, на строительство корабля были переброшены рабочие с других судов, в то время строившихся на верфи.

А в последние дни перед сдачей корабля, его владельцы решили немного изменить окраску судна и нанести уникальный рисунок на борт. Ростокский художник Феликс Бюттнер за несколько дней до выхода судна из Турку нарисовал на носу корабля большие красные губы, а по бортам в носовой части — огромные глаза с превращающейся в волну слезой. Этот рисунок, как и звёздный бар, стал отличительной чертой всех кораблей AIDA.

Новое судно торжественно встретили в порту Варнемюнде 7 июня 1996 года. Уже 11 июня AIDA отправилась в первое плавание в Пальма-де-Майорка с пассажирами — сотрудниками компании и их родственниками. А в первый год работы лайнера все основные пункты концепции подтвердились: средний возраст пассажиров снизился почти на 20 лет, за счёт сокращения времени круизов с 20 до 7 дней упала и цена, а спрос — увеличился, а гости, побывавшие в круизе на AIDA — оставляли восторженные отзывы, что, безусловно, привлекало новых пассажиров.

Но, несмотря на популярность лайнера, компания, привлёкшая большие кредиты на строительство судна, не могла справиться с их выплатой. В связи с этим Arkona Touristik вынуждена была продать лайнер AIDA норвежской компании Norwegian Cruise Line и тут же взять его в аренду. А в 1998 году Хорст Рахе продаёт компанию Arkona Touristik GmbH крупной британской круизной линии P&O Cruises, вместе с которой учреждается новая фирма AIDA Cruises, которая выкупает лайнер, названный теперь AIDAcara.

AIDAcara может все

Круизный лайнер AIDAcara //Фото: aida.de
Круизный лайнер AIDAcara //Фото: aida.de

В новой компании и под новым именем «клубный лайнер» работает успешно: концепция оправдывает себя полностью, а средний возраст туристов снизился ещё на пять лет. Корабль ходит в различные по продолжительности круизы в Средиземном море, совершает кругосветные плавания. Со временем вокруг «клубного корабля» образовались целые сообщества. Так, для проведения развлекательных мероприятий в круизах компания сформировала специальную театральную труппу, на борт корабля приглашались звезды для выступлений и концертов.

На судне проходили не только концерты звёзд, но и снимались телесериалы, фильмы и передачи. Так, в 2004 году в 11-дневном круизе из Пальма-де-Майорка на AIDAcara проходили съёмки телесериала «Девочки за бортом», а участниками съёмок могли стать и пассажиры.

В 2006 году, в честь 10-летия компании AIDA Cruises, AIDAcara вернулась в порт Ростока и совершила несколько круизов по Балтийскому морю. За 10 лет корабль принял 416000 гостей и преодолел 775361 морскую милю. В течение всего года AIDAcara совершает круизы из европейских городов по Балтике и Северному морю, ходит на Канарские острова. Осенью лайнер ушёл в тур на Амазонку, а в конце 2006 года AIDAcara стала первым судном судоходной компании, работавшим в водах вокруг Аравийского полуострова.

С 2009 года AIDAcara стала проходить через Кильский канал, открытый после модернизации и стала единственным круизным лайнером, соответствующим 40-метровому пределу высоты для десяти мостов через канал. Весной 2010 года AIDAcara впервые отправилась в мировое турне, которое длилось 55 дней из Бангкока (Таиланд) в Гамбург. А зимой 2017/2018 года судно впервые в истории пароходства отправилось в 116-дневное кругосветное путешествие. Летом 2018 года AIDAcara совершила несколько полярных экспедиций из Гамбурга в Гренландию.

Прощай, AIDAcara!

AIDAcara покидает Гамбург в 2020 году //Фото: aida.de
AIDAcara покидает Гамбург в 2020 году //Фото: aida.de

С началом пандемии у компании встал вопрос об оптимизации флота, на тот момент насчитывающего 14 первоклассных судов. AIDAcara была самым старым судном флота, честно проработавшим 24 года и прошедшим несколько модернизаций. Летом 2021 года было объявлено о продаже лайнера «группе российских инвесторов» и переименовано в Astoria Grande. В сентябре того же года лайнер совершил переход из Таллина, где находился в отстое, на судоремонтный завод Sefine Shipyard в турецкой Ялове.

Ремонт, позволивший получить пятилетнее освидетельствование класса и допуск к работе, был проведён в ноябре—декабре 2021 года. В ходе ремонтных работ судно прошло докование с очисткой и покраской подводной части корпуса, была произведена замена винтов и вспомогательных подруливающих устройств. Специалисты турецкой судоверфи перебрали главные двигатели судна и вспомогательные механизмы. Был также обновлён интерьер общественных зон, ресторанов и кают на лайнере, а также перекрашен корпус и нанесена новая фирменная символика.

Первый современный российский круизный лайнер

Круизный лайнер Astoria Grande на верфи  Sefine Shipyard в турецкой Ялове //Фото:  Sefine Shipyard
Круизный лайнер Astoria Grande на верфи Sefine Shipyard в турецкой Ялове //Фото: Sefine Shipyard

В конце 2021 года стало известно, что управлять круизным судном от имени его владельцев будет российская судоходная компания «Аквилон», а гостиничным фондом и ресторанами судна — международная компания Sea Chefs, специализирующаяся на управлении номерными фондами судов небольших круизных компаний. Идея владельца заключалась в том, чтобы организовать впервые за последние 30 лет регулярную круизную программу для российских туристов из Сочи.

В начале 2022 года директор по продукту, продажам и маркетингу компании Astoria Grande Игорь Глухов рассказывал, что реализация проекта создания российской круизной компании и организации круизов из российского порта заняла несколько лет. «На Чёрном море всегда был развит круизный рынок, в том числе в СССР: тогда только на Крымско-Кавказской линии работало 14 пароходов, а „МорПассФлот“, федеральное агентство, которое обслуживало советские пассажирские суда, считалось крупнейшим в мире по тоннажу судовладельцем. К сожалению, после распада СССР флот, к сожалению, был продан, и российские туристы вынуждены были пользоваться услугами иностранных круизных компаний», — отмечал он.

Первый круиз был намечен на 2 апреля, оператор запустил широкую информационную и рекламную кампанию. Однако этим планам не суждено было сбыться из-за критического ухудшения политической международной обстановки. Проект заморозили, а лайнер, вышедший из ремонта, остался на рейде Стамбула. «Официальных данных о переносе круизов со стороны компании не было. Так что мы честно информируем туристов, что от оператора нет информации, а они уже сами решают, ждать ли ещё новостей или пересаживаться на другие круизы, которые мы можем им предложить», — сообщал тогда «Вестнику АТОР» Андрей Михайловский, генеральный директор Круизного центра «Инфофлот», занимавшийся продажами туров на Astoria Grande.

Vivat, Astoria Grande!

Лайнер Astoria Grande прибыл в Сочи //Фото: пресс-служба Miray Cruises
Лайнер Astoria Grande прибыл в Сочи //Фото: пресс-служба Miray Cruises

Между тем, проект не был закрыт, а его команда искала выход из создавшегося положения. После долгих поисков такой выход был найден: управлять круизным судном согласилась турецкая круизная компания Miray Cruises. Она известна на местном турецком рынке и уже делала попытки выйти на российский рынок со своим круизным лайнером Gemini. В 2019 году проект провалился: турецкий оператор не учёл русский менталитет и специфику работы в России. Однако с Astoria Grande все выходит по другому: фактически основные сотрудники российского проекта остались на своих местах, просто перейдя «под крыло» Miray Cruises.

И вот, даты круизов объявлены, рекламная кампания — запущена, а сам лайнер, выйдя из рейдовой спячки, постояв немного в Стамбуле, 8 июля 2022 года прибыл в Сочи. «Сейчас все портовые службы города Сочи и персонал лайнера проходят финальную подготовку перед отходом в первый круиз. Главной задачей является обеспечить нашим гостям круглосуточную заботу и сервис, так как именно это является основой качественного и запоминающегося отдыха. Многочисленные развлечения на борту, безупречная еда и красивейшие города и виды по пути следования судна не оставят равнодушными самых взыскательных пассажиров», — отметил круиз-менеджер Astoria Grande Оркан Каярх.

Лайнер Astoria Grande в Сочи у пирса Морского вокзала //Фото: пресс-служба Miray Cruises
Лайнер Astoria Grande в Сочи у пирса Морского вокзала //Фото: пресс-служба Miray Cruises

Первый круиз Astoria Grande пройдет с 16 по 23 июля по маршруту Сочи — Стамбул — о. Бозджаада — Синоп — Сочи. Круизная программа лайнера включает 4 маршрута и продлится до 26 октября. Семь футов под килем тебе, Astoria Grande.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.