Круизный лайнер «Князь Владимир»: единственный российский

Теплоход «Князь Владимир» — единственное морское круизное судно в России — уже пять лет подряд совершает круизные рейсы по Черному морю. Бывший автомобильный паром, перестроенный в круизное судно, имел большую популярность в Европе в 70 — 90х годах XX века. Однако в России теплоход преследуют возрастные перманентные проблемы. Что же это за судно и как оно попало на Черное море?

Автомобильный паром Eagle был построен в 1971 году для компании Southern Ferries, дочерней компании одной из крупнейших судоходных компаний Великобритании — P&O. Строителем судна выступила небольшая верфь Dubigeon Normandie во французском Нанте. Там же были построены еще два roоднотипных судна — Massalia для французской компании Nouvelle Compagnie de Paquebots и Bolero для норвежской Fred Olsen Line.

Паром Eagle работал на регулярных линиях в Средиземном море: между Гибралтаром и Марокко, Алжиром и Канарскими островами. В отличие от многих паромов начала 70-х годов XX века, Eagle обладал отдельными каютами, обширными общественными местами для пассажиров, несколькими ресторанами. И, как следствие, компания предлагала не просто перевозку пассажиров с машинами из одного порта в другой, а своеобразные мини-круизы, в цену которых входили перевозка автомобиля, еда и развлечения на борту и место в каюте круизного класса. В рекламных проспектах сообщалось, что «во время вашего вояжа вы сможете насладиться комфортом круизного лайнера». Максимальная стоимость путешествия по маршруту Саутгемптон — Лиссабон составляла 60 фунтов, а с машиной — 72 фунта.

Судно проработало под флагом компании Southern Ferries всего пять сезонов и в 1975 году было поставлено на прикол из-за разразившегося нефтяного кризиса. Трафик пассажиров с автомобилями резко сократился и эксплуатация парома Eagle стала нерентабельной.

Новым владельцем парома стала французская компания Nouvelle Compagnie de Paquebots, чуть позже переименованная в Paquet Cruises. За Eagle было уплачено 10 млн долларов. Паром переименовали в Azur. Любопытно, что вторым судном во флоте нового владельца парома Azur было однотипное с ним судно Massalia.

Главные размерения: 142,5×21,9×6,4 метров

Валовая вместимость: 9150 БРТ

Водоизмещение: 11650 тонн

Пассажировместимость: 850 человек

Мощность ГЭУ: 20400 л.с.

Максимальная скорость: 23 узла

Карьера парома продолжилась на тех же паромных линиях между Европой и Африкой с редкими маршрутами из Франции в Португалию. И так продолжалось до 1987 года, когда стало понятно, что гораздо выгоднее предлагать туристам круизы, а не совмещать круиз и обычную перевозку. За те же 10 млн долларов Azur был продан оффшорной компании Azur Transportation и переименовано в The Azur.

Новый владелец парома решил переделать его и его систерщип Massalia в круизные лайнеры. Ремонт судовладельцу стоил почти 5 млн долларов, в ходе ремонта были добавлены новые каюты на автомобильной палубе, приведены к современному дизайну все помещения судна, устроен новый бассейн на Солнечной палубе, обновлено навигационное оборудование и полностью переделана кормовая часть судна: оттуда исчезла аппарель, а сама корма приобрела более элегантные очертания.

Обновленное судно, ставшее круизным лайнером, было отдано во фрахт небольшой средиземноморской компании Chandris Lines, которая стала осуществлять круизы средней продолжительности по Средиземному морю. Круизы на The Azur были очень популярны среди небогатых европейцев, которые очень лестно отзывались и о судне, и о команде.

«Конечно, нельзя сравнивать путешествие на The Azur с нашим последним вояжем на судне Ryndam. Однако, могу отметить, что и еда, и развлечения, и размещение было приятным, а стюарды и другие члены команды старались обеспечить нам максимальный комфорт во время путешествия», — пишет на форуме Google Groups пользователь Dooley.

Успех круизов The Azur привлек внимание судовладельца, который решил самостоятельно организовывать круизы и создал компанию Festival Cruises, в которую вошли The Azur и еще несколько принадлежавших ему лайнеров. Теплоход подвергся небольшой модернизации и встал на уже привычные круизные линии по Средиземноморью.

Дела у Festival Cruises в начале 2000-х пошли плохо: строительство новых и дорогих круизных лайнеров типа Mistral привели к тому, что у компании не хватало средств на операционную деятельность. Сорвалась сделка по продаже компании английской P&O. Старые суда постоянно требовало внимания, денег и ремонта. В итоге, в 2004 году компания обанкротилось, а The Azur, арестованный в Гибралтаре, был в очередной раз продан за привычную сумму в 10 млн долларов.

Новым владельцем теплохода стала израильская Mano Maritime. Судно было переименовано в Royal Iris и до конца 2014 года совершало круизы между Израилем и портами Греции и Турции. Надо сказать, что за десять лет судно ни разу не прошло реновацию, что, естественно, сказывалось на спросе. В 2014 году теплоход поставили на прикол и выставили на продажу. За два года отстоя лайнера в греческом порту Халкис покупателя на него не нашлось, и Mano Maritime уже была готова продать судно на слом за 1,2 млн долларов в Турцию.

Но покупатель неожиданно нашелся, им стала российская компания Росморпорт, которая как раз искала подходящее судно для организации круизов в Черном море. Судно получило имя «Князь Владимир». Лайнер прошел ремонт в Греции, где были обновлены все помещения корабля, навигационное и машинное оборудование, и весной 2017 прибыл в Новороссийск.

Эксперты оценили стоимость сделки вместе с ремонтом лайнера в 12 млн долларов.

Первый круизный сезон 2017 года «Князь Владимир» провел со средней загрузкой: он ходил в трехдневные круизы по маршруту Сочи — Ялта — Севастополь — Сочи. В 2018 году загрузка лайнера увеличилась (стоимость стандартной каюты составляла 25 тыс. рублей на одного человека, в билет включены все услуги на борту лайнера). В маршрут добавили сначала Анапу, а потом — Феодосию.

Сезон 2019 года, хоть и был признан удачным, ознаменовался большим количеством мелких поломок, которые сильно влияли на круизное расписание и комфорт пребывания пассажиров на борту. После окончания ремонта судно отправили в Севастополь на ремонт, где были проведены работы по механической, электрической части корабля, отремонтированы помещения.

Однако в короткой навигации пандемийного 2020 года поломки продолжились. И судно снова встало на ремонт — теперь уже в Новороссийске. По мнению специалистов, перманентные проблемы с кораблем, которому уже больше 50 лет, будут продолжаться и дальше.

Круизный лайнер Князь Владимир

Однако Росморпорт не унывает, и объявляет новый круизный сезон на «Князе Владимире», который продлится в 2021 году 10 недель: с 13 июля и по 18 сентября.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.