Airbus A330 vs Airbus A330neo: авиалайнеры, «догоняющие» рынок

Авиалайнеры семейства Airbus A330 стали самыми продаваемыми широкофюзеляжными самолетами Airbus, компания получила более 1700 заказов на этот тип самолета от авиакомпаний по всему миру. Однако его последователи — самолеты семейства A330neo едва ли повторили успех классического предшественника, не набрав и 400 заказов насегодняшний день. В чем разница между «классикой» и neo семейства A330 и есть ли шансы у обновленной линейки самолетов «догнать» рынок? «Морской и воздушный флот» попробовал разобраться.

Airbus A330 — решение, запоздавшее на десятки лет

В начале 70-х годов XX века в мире появилась потребность в более крупных, чем существующие, среднемагистральных самолетах из-за взрывного роста спроса на авиаперелеты. Пассажирский трафик стремительно рос, и авиакомпании уже не справлялись с перевозками на самолетах, рассчитанных на 130 — 230 кресел. В корпорации Airbus, которая совсем недавно выпустила на рынок первый в мире двухдвигательный широкофюзеляжный самолет A300, рассчитанный на 350 кресел и дальность полета до 3500 км. Учитывая растущий спрос, в корпорации решили на базе этого самолета создать авиалайнер с большим радиусом полетов.

Чертеж авиалайнера Airbus A330-300 //Фото samoletos.ru
Чертеж авиалайнера Airbus A330-300 //Фото samoletos.ru

Работы по проекту А300 В9 начались в 1972 году. Самолет должен был быть рассчитан на посадку более 400 пассажиров в одном классе и дальность полета до 7600 км, лайнер, как и его базовая модель, оснащалась двумя двигателями. В 1973 году компания начала проработку проекта А300 В11 с четырьмя двигателями, пассажировместимостью до 330 человек и дальностью полета до 12000 км.

К середине 80-х оба проекта несколько раз видоизменялись. В частности, для авиалайнеров были созданы новый планер, выбрана единая силовая установка, было решено удлиннить по сравнению с базовой моделью фюзеляж, который не только улучшал летные характеристики, но и позволял увеличить полезную грузоподъемность самолетов. К моменту презентации нового самолета в 1992 году обновились салон, кабина пилотов и навишгационное оборудование: по аналогии с недавно введенным в эксплуатацию среднемагистральным А320, управление самолетом было компьютеризировано, созданы дублирующие электронные системы управления.

Airbus A330-300 в фирменной ливрее //Фото samoletos.ru
Airbus A330-300 в фирменной ливрее //Фото samoletos.ru

Презентация самолета Airbus A330- 300 состоялась 14 октября 1992 года. А 2 ноября 1992 самолет впервые поднялся в воздух. В августе 1993 года прошли испытания ETOPS, во время которых A330 на протяжении 6 часов летел над северной Атлантикой с одним работающим двигателем. Тестовые полёты были закончены в декабре 1994 года после успешного проведения всех тестов.

Затянувшаяся почти на 20 лет разработка самолета привела к тому, что многие потенциальные клиенты, которым был необходим широкофюзеляжный вместительный дальнемагистральный самолет, выбрали появившиеся в начале 80-х Boeing 767 и Boeing 757. А к моменту презентации дальнемагистрального лайнера от Airbus, Boeing уже накопил достаточно заказов от крупных авиакомпаний на вмещающий почти 500 пассажиров двухдвигательный дальнемагистральный Boeing 777.

Учитывая сложившуюся на рынке ситуацию, Airbus к 1995 году дораболал проект A330-300, создав его уменьшенную, но более дальнобойную версию «200». Авиалайнер имел преимущество перед дальнемагистральными Boeing в дальности полета при полной загрузке в 292 пассажира — более 14000 км. И им заинтересовались авиакомпании, имеющие маршруты в тихоокеанском регионе. Самолеты стали заказывать, а через время появились заказчики и на А330-300 и четырехдвигательные версии аэробусов.

Airbus A330-300 авиакомпании Air Inter //Фото samoletos.ru
Airbus A330-300 авиакомпании Air Inter //Фото samoletos.ru

Первой компанией, которая стала эксплуатировать A330-300 на регулярных рйсах стала Air Inter, а первым заказчиком версии «200» — Singapore Airlines. Интересно, что эксплуатанты самолета постоянно делились с Airbus различными возникающими с самолетом проблемами, высказывали пожелания как по технической и электронной части, так и по комфортности и конфигурации салонов. В итоге, через 10 лет после начала эксплуатации семейства А330, 17 июля 2006 года на выставке в Фарнборо Airbus заявил, что дальнейшая эволюция этого самолёта прекращается и вместо него будет разработан принципиально новый проект под именем A350 XWB.

Семейство A330neo: и снова опоздали

После дебюта авиалайнера A350 XWB выяснилось, что этот современный и инновационный самолет крайне дорог для многих авиакомпаний, которые используют дальнемагистральные самолеты семейства Airbus A330. Выходом из сложившейся ситуации могла стать ремоторизация и усовершенствование семейства А330.
В 2014 году Airbus объявил о разработке новой модификации самолетов семейства А330 с приставкой neo.

Инфографика улучшений A330neo //Фото HiFly
Инфографика улучшений A330neo //Фото HiFly

Было объявлено о выпуске самолета A330-800neo взамен A330-200 и A330-900neo взамен A330-300. По задумке авиаконцерна, новые модели самолетов будут более доступны для авиакомпаний, которые не могут приобрести А350, но хотят обновить свой парк современными дальнемагистральными самолетами от Airbus.

Самым большим изменением в новой модификации самолета стал новый двигатель Rolls-Royce Trent 7000, позволяющий экономит до 25% топлива на кресло на среднестатичтическом маршруте по сравнению с Boeing 767 и Boeing 777. Предполагалось, что новые модели станут заменой классического семейства А330 у существующих заказчиков и, благодаря привлекательной экономике, привлекут Основываясь на многолетних достижениях, Airbus обратился к производителям двигателей за более экономичным двигателем, чтобы дать A330neos привлекательную экономику, которая открыла бы его для большего количества рынков.

Авиалайнер A330neo после совершения первого полета 19 октября 2017 года //Фото Марина Лысцева/fotografersha.livejournal.com
Авиалайнер A330neo после совершения первого полета 19 октября 2017 года //Фото Марина Лысцева/fotografersha.livejournal.com

Кроме установки новых экономичных двигателей, новая линейка самолетов A330 получили улучшеный аэродинамический контур, новые законцовки крыльев, облегченную за счет широкого применения композитных материалов конструкцию, титановые пилоны двигателей, увеличивающие срок службы самолета, увеличенный на 4 метра размах крыла и улучшенную его геометрию. Был обновлен и пассажирский салон: Airbus применил новую конфигурацию Space-Flex, оптимизирующую внутреннее пространство. Элементы этой схемы уже применяются на новых лайнерах концерна. Оптимизация салона позволит добавить 10 кресел в версии 900 и 6 кресел в версии 800. А кабина пилотов получит новое оборудование и будет значительно унифицирована с кабиной A350.

Новый пассажирский салон Space-Flex на авиалайнере A330neo // Фото Александр Чебан/alexcheban.livejournal.com
Новый пассажирский салон Space-Flex на авиалайнере A330neo // Фото Александр Чебан/alexcheban.livejournal.com

Однако новые самолеты не спешили стать популярными у заказчиков, даже по сравнению со старым семейством Airbus A330. На сегодняшний день Airbus продал всего 11 дальнемагистральных A330-800, что делает его одним из самых редких самолетов Airbus. Из этих 11 авиалайнеров два заказа поступили от авиакомпании Uganda Airlines, четыре — компании Garuda Indonesia, четыре — компании Kuwait Airways и один — компании Air Greenland. На сегодняшний день поставлено семь самолетов.

Авиалайнер A330-900 добился гораздо большего успеха на рынке. Airbus в настоящее время имеет портфель из 262 заказов на эту модель самолета, 36 из них заказаны американской Delta Air Lines, 16 самолетов заказала Cebu Pacific, 28 заказов приходятся на лизинговую компанию ALC и 25 на лизинговую компанию CIT. В числе покупателей A330-900 числится и TAP Air Portugal, которая заменила большую часть своих самолетов Airbus A330ceos на более современный Airbus A330neo.

Airbus A330neo //Фото Flikr
Airbus A330neo //Фото Flikr

Заказов могло быть еще больше, однако этому помешала пандемия и сокращение рынка перевозок. Так, азиатская авиакомпания AirAsia X в. 2021 году аннулировала заказ на 16 самолетов модели «300», еще несколько заказчиков последовали ее примеру и также расторгли сделки с Airbus.

Обладая большой вместимостью и большей дальностью полета, A330neo добился успеха среди недорогих дальнемагистральных авиакомпаний и авиакомпаний с полным спектром услуг на премиальных рынках. Но на сегодня будущее семейства A330neo выглядит непростым, поскольку новых крупных заказов нет.

Есть ли у A330neo шанс стать популярным?

Версия A330neo обладает современным салоном, улучшенной аэродинамикой и экономичными двигателями, что, по планам Airbus, должно было подстегнуть авиакомпании приобретать самолеты этой серии. Но на практике классическое семейство A330 оказалось более успешным: на них было получено более 1400 заказов по сравнению с чуть более чем 330 на A330neo.

Первой причиной может быть возраст оригинальных А330. Большинство самолетов классической серии А330 еще не достигли возраста в два десятилетия, что делает дискуссию об обновлении флота спорной. Действительно, последний A330ceo был доставлен заказчику только в мае 2020 года, а это означает, что до выхода на пенсию этим самолетам еще летать и летать.

МодельА330-200А330-300А330-800А330-900
Длина салона45 м50,36 м45 м50,36 м
Ширина салона5,26 м5,26 м5,26 м5,26 м
Размах крыла60,30 м60,30 м54 м64 м
Высота киля17,39 м16,79 м17,39 м16,79 м
Максимальная
взлётная масса
242000 кг242000 кг251000 кг251000 кг
Максимальная
посадочная масса
182000 кг187000 кг132000 кг135000 кг
Скорость913 км/ч913 км/ч918 км/ч918 км/ч
Дальность полета13400 км11300 км15000 км13300 км
Пассажировместимость
макс/в 3-класс салоне
406/253440/295406/230460/300
Стоимость$238,5 млн$264,2 млн$259,9 млн$296,4 млн
Сравнительные данные семейств самолетов A330 и A330neo

Однако нельзя игнорировать и давление рынка. A330neo появился почти через десять лет после того, как Boeing анонсировал дальнемагистральный Boeing 787, самолет с аналогичными вместимостью, комфортностью и дальностью полета. Поскольку Boeing 787 стал абсолютным хитом, большинство авиакомпаний уже обслуживают свои рынки средне- и дальнемагистральных рейсов этим самолетом, и новая версия дальнемагистрального самолета от Airbus им просто не интересна.

Airbus A330 и Airbus A330neo //Фото Youtube
Airbus A330 и Airbus A330neo //Фото Youtube

Но надежда у Airbus на рост заказов на семейство A330neo не потеряна. Следующая новинка на рынке дальнемагистральных перевозок (проект Boeing NMA — новsq среднеразмернsq самолет) ожидается не скоро, и авиакомпаниям, уже в скором времени придется, учитывая тенденции глобальной экономики, менять отслужившие Boeing 757, 767 и 777 на новые самолеты.

И это точно не будут топовые модели Airbus A350 или Boeing 777x ввиду их высокой стоимости. Компаниям придется присмотреться к серии A330neo для обновления своего существующего парка. Большим плюсом к его выбору стали положительные отзывы от клиентов авиакомпаний, которые уже эксплуатируют эту модель. И это бесспорно послужит поводом для увеличения количества заказов в будущем.


Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.


Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.