Впервые за последние 30 лет на Черном море откроется зимняя пассажирская навигация: круизный лайнер Astoria Grande с середины декабря 2022 года начнет выполнять программу зимних круизов из Сочи в порты Турции. Всего запланировано семь круизных рейсов. Пойти в зимний круиз по Черному морю сейчас многим кажется странной авантюрой, однако, учитывая, что современные корабли достаточно комфортны и безопасны, бояться тут нечего. Зимнее пассажирское судоходство на Черном море — не новость: оно появилось еще в первой трети XIX века с открытием регулярных пассажирских линий на пароходах в Крым, на Кавказ и в Константинополь и успешно развивалось вплоть до распада Советского Союза.
В Чёрном море навигация длится круглый год. Вода на поверхности большей части моря не замерзает, поскольку ее температура не опускается ниже +7 градусов Цельсия. Только северо-западная часть моря может замерзнуть, но для этого нужен целый комплекс факторов, включающий сильные ветры, осадки и температуру воздуха ниже нуля, что бывает редко.
Однако ветры в зимний сезон здесь часты: преобладают ветры северо-западного, западного и юго-западного направлений, связанные с циркуляцией потоков воздуха в умеренных широтах северного полушария. Также часты на побережье Черного моря и туманы, которые зимой образуются или непосредственно в прибрежной полосе, или же в море недалеко от берега. И это осложняет навигацию в холодный сезон. Однако южная часть моря зимой достаточно комфортна для навигации. Например, обычная температура воздуха в январе в Сочи — +10 — +16 градусов тепла, а море — чаще спокойное.
Как уже было сказано, круглогодичное пассажирское сообщение на Черном море зародилось более 190 лет назад, еще в первой четверти XIX века. Тогда новороссийский и бессарабский генерал-губернатор Михаил Воронцов приложил немало усилий для организации регулярного судоходства между российскими портами на северо-западном побережье Черного моря с портами Крыма и Турции.
По его инициативе был построен первый на Черном море грузопассажирский пароход, вышедший на первую регулярную линию между Одессой и Херсоном. Этот пароход, названный в честь порта своей приписки «Одесса», помимо 300 тонн груза, мог принять на борт до 82 пассажиров в двух классах. В первом классе было оборудовано 4 комнаты с семью кроватями, две комнаты предназначались исключительно для дам. Второй класс состоял из «двадцати четырех нишей, в коих размещалось до двадцати восьми особ». В летнее время пароход принимал на палубу дополнительно 30 пассажиров. Проработав несколько месяцев 1828 года и понеся убытки, Воронцов поставил пароход на прикол в Одессе.
Но уже к середине 30-х годов XIX века маршрутную сеть пароходов перезапустили и расширили, добавив линию в Константинополь. Новый маршрут был важным для России: он связывал страну с Ближним Востоком и Европой, поэтому рейсы продолжались круглогодично. В этих рейсах в холодное время года условия на пароходах были достаточно жесткими: зимние шторма заливали палубу, ветра норовили сбросить все, что есть на палубе, в воду, что приводило к обледенениям элементов корабля и не очень комфортным условиям в салоне.
Для поддержания регулярности сообщения с Константинополем в 1831 году было построено более мощное и комфортное судно — пароход «Нева». Газета «Одесский вестник» писала:
«Пароход „Нева“, счастливо совершив путешествие свое из Англии в Одессу, 4-го числа сего марта бросил якорь на нашем рейде. Он чрезвычайно быстр и легок на ходу, так что из Константинопольского пролива прибыл сюда в 53 часа при противном ветре».
Позже та же газета сообщала, что «пароход „Нева“ успешно выдержал зимние плавания, но затем все же потребовался его ремонт».
Так или иначе, к 1840-м годам стали появляться первые пароходные общества, перевозившие морем грузы и пассажиров на линиях из Одессы в Херсон, Севастополь, Ялту, Константинополь, Бургас. Однако судоходство все еще оставалось нерегулярным и малочисленным, а зимние рейсы организовывались только в Константинополь. Они продолжались вплоть до начала войны с Турцией в 1853 году, когда большая часть пароходов была реквизирована и вошла в состав Черноморского флота.
После Крымской войны, к 60-м годам XIX века, между Одессой, портами Крыма и Кавказом курсировали пароходы двух крупных акционерных компаний: Русского и Российского обществ пароходства и торговли. «Разница между ними в том, что для Российского главное — груз, а прибавочное — пассажиры. Для Русского — главное пассажиры. Груз принимается Русским только потому, что вес пассажиров при хорошей погоде уменьшается наполовину, при качке — на три четверти…», — писала одна из одесских газет.
Пароходы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) считались более комфортными, чем суда других конкурирующих компаний. К примеру, на внутренних и заграничных линиях РОПиТ ходили новые и большие пароходы с хорошей мореходностью. Все они строились по последнему слову техники, имели двойное дно и водонепроницаемые переборки, были оснащены современными трехцилиндровыми паровыми машинами мощностью до 4600 индикаторных сил.
На пароходах широко использовалось электрическое освещение, паровое отопление, были оборудованы роскошно обставленные кают-кампании, музыкальные салоны, светлые, хорошо устроенные каюты I и II класса и крытые помещения для пассажиров III класса. Такие пароходы в зимнюю пору чувствовали себя в море вполне уверенно, хотя и страдали от штормов и качки.
Развитие пароходных обществ влияло и на развитие инфраструктуры на российском черноморском побережье. Так, в конце XIX века на кавказском берегу были созданы несколько приписных пунктов, в которые могли заходить грузопассажирские пароходы. Один из таких построили в Сочи. Там были сооружены две пристани Русского Общества Пароходства и Торговли у «Кавказской Ривьеры» и Российского Общества в районе Михайло-Архангельского собора, с расчетом на прием каботажных судов. В летнее время пароходы РОПиТ заходили в Сочи по 3–4 раза в неделю, зимой — реже, так как им приходилось останавливаться на рейде только в благоприятную погоду. А во время штормов пароходы совсем не высаживали пассажиров, а проходили мимо, не останавливаясь.
Пассажиров доставляли обратно в Сочи из ближайшего места остановки бесплатно. Бывали случаи, когда зимой во время сильного шторма, продолжавшегося длительное время, пассажиров возили на пароходе между Сухумом и Новороссийском по три недели, не имея возможности высадить в Сочи.
Известный политик и экономист С. Ф. Шарапов, побывавший в Сочи в 1894 году, писал: «Погода несколько утихла, и мне можно было выехать на фелюге к очередному пароходу Русского Общества Пароходства и торговли. Летом во все порты черноморского берега заходят пять пароходов в неделю, зимой два. Пароходы эти в круговом рейсе между Одессой и Батумом являются пока единственным средством сообщения между прибрежными поселениями».
Интересно, что к концу XIX века пароходства, стремившиеся расширить число своих пассажиров и пунктов прибытия, занимались популяризацией «экзотических» мест на Кавказе. Так, в одном из своих ежегодных путеводителей Агентство РОПИТ от имени анонимного Путника пишет:
«Морские путешествия имеют много прелести не только весною и летом, но и осенью и даже зимою, когда, покинув суровые берега Севера, вы отправляетесь на теплый, жизнерадостный юг. Русские туристы еще мало знакомы с зимними путешествиями, хотя мы имеем у себя дома превосходные зимние станции: Сухум, Гагры, Сочи…».
И уже тогда — в конце XIX — начале XX века, — некоторые пассажиры использовали круговые рейсы пароходов РОПиТ для отдыха и получения новых впечатлений от «дикого» Кавказа.
К началу 1914 года регулярно по различным маршрутам между российским городами на Черном море ходило более 10 судов на почти 1300 пассажирских мест. Однако с началом Первой мировой войны судоходство остановилось, а наиболее пригодные пароходы были реквизированы Черноморским флотом в качестве госпитальных судов и войсковых транспортов. Последовавшая за этим Гражданская война принесла разорение в хозяйство портов, а большая часть торговых судов была угнана белогвардейцами за границу.
Пассажирское сообщение на Черном море в Советском Союзе восстановилось только к середине 20-х годов XX века и ознаменовались бурным ростом флота. Помимо старых пароходов, часть из которых удалось вернуть из-за границы, продолжавших обслуживать Крымско-Кавказскую, Одесско-Крымскую и зарубежные линии, появились и новые дизельные пассажирские суда. Два из них — «Крым» и «Грузия» — были построены за рубежом, а четыре остальных — «Абхазия», «Аджария», «Армения» и «Украина» — создали кораблестроители Ленинграда. Эти лайнеры были гораздо комфортнее пароходов, построенных до революции 1917 года, они позволяли пассажирам чувствовать себя спокойнее и безопаснее в рейсах холодного сезона.
30 апреля 1929 г. теплоход «Грузия» вышел из Одессы в свой первый рейс в Батуми, вскоре к нему присоединились другие теплоходы серии, став очень популярными. И этому было объяснение: на судах имелись комфортные двух- и четырехместные каюты, предоставлялся неплохой сервис, ставший визитной карточкой Черноморского морского пароходства, и низкие цены на билеты.
Многие брали билеты на прямой и оборотный рейс в конечных пунктах маршрута — Одессе и Батуми, устраивая себе таким образом продолжительный отдых в море на борту комфортабельных теплоходов. Такие круизы длились полторы недели, а туристы получали возможность посетить все порты советского Причерноморья.
Примечательно, что с наступлением холодов количество туристов, путешествующих по полному круг маршрута, не уменьшалось. Однако штормы все еще доставляли пассажирам определенные неудобства. Корабли совершенствовались, но против качки все еще не имели эффективных устройств. И случалось, что теплоход, шедший из Ялты в Сочи или Батуми, во время шторма ложился в дрейф, чтобы хоть как то сгладить дискомфорт ненастья.
В годы Великой Отечественной войны пассажирское судоходство вновь прекратилось, а черноморские лайнеры превратились в военные транспорты. Они доставляли боеприпасы, снаряжение и войска в осажденный Севастополь, эвакуировали на Кавказ раненых и гражданское население. Теплоходы выполняли свои военные рейсы в любой сезон и любую погоду, и даже поврежденными. Так, 6 ноября 1941 года теплоход «Грузия», так и не завершив ремонт поврежденного при авианалете руля, приняв на борт более 2 тысяч судоремонтников, с неработающим рулевым управлением и заклиненным в нейтральном положении рулем, маневрируя только машинами, ушел на Кавказ. Этот переход не имел прецедентов: в мирное время такое судно сочли бы непригодным к плаванию. Однако «Грузия» благополучно дошла до Батуми и вскоре вернулась к военным перевозкам.
В войне погибли почти все новые черноморские лайнеры. Поэтому после ее завершения СССР по репарациям получил достаточное количество современных на то время пассажирских судов, здесь появились бывшие немецкие лайнеры «Россия», «Адмирал Нахимов», «Победа», румынская «Украина» и другие, которые наряду с уцелевшими после войны пассажирскими лайнерами эффективно перевозили пассажиров и по Черному морю, и стали выходить с единичными рейсами за его пределы. К примеру лайнер «Победа» совершал круизы по Черному морю и зарубежью, став к середине 1950-х годов одним из лучших и популярных в Советском Союзе, а в 1956 году совершил первый круиз из Одессы в Ленинград и обратно с советскими гражданами.
Начиная с конца 50-х в СССР начали строить собственные пассажирские суда серий «Казахстан», «Иван Франко», «Михаил Калинин», «Мария Ермолова», «Белоруссия» и другие. Эти лайнеры отвечали всем современным требованиям комфорта: здесь были и просторные хорошо обставленные каюты с кондиционерами и отоплением, и достаточное количество общественных помещений, включающих рестораны, бары, СПА, концертные залы, закрытые прогулочные галереи. Но самым главным новшеством стали системы пассивного успокоения качки, которые позволяли этим судам спокойно преодолевать волнение до 5 баллов.
В 60-е — 80-е годы XX века по Крымско-Кавказской линии в среднем за год перевозилось порядка 135 тысяч пассажиров, из них 17 тысяч иностранных и 100 тысяч отечественных туристов, а также 18 тысяч линейных пассажиров. Кроме того, многие пассажирские суда совершали трехчасовые морские прогулки, которые пользовались большой популярностью. Годовое количество пассажиров таких мини-круизов доходило до 7 тысяч.
Постепенно круговые регулярные рейсы стали превращаться в полноценные круизные путешествия. Самые лучшие теплоходы — «Белоруссия», «Грузия», «Иван Франко», «Тарас Шевченко» выполняли из Одессы, Ялты и Сочи круизные программы с посещением советских и зарубежных портов, в том числе и в зимний период. А линейное дальнее судоходство начало сворачиваться. Так, в ноябре — декабре 1988 года на Крымско-Кавказской линии работало всего два судна — «Узбекистан» и «Башкирия», которые совершали круговые рейсы по маршруту Одесса (1 день, отход вечером) — Ялта (2 день) — Сочи (3 день) — Сухуми (4 день) — Батуми (5 день, утром) — Сухуми (5 день, вечером) — Новороссийск (6 день) — Севастополь (7 день) — Одесса (8 день, приход утром). К 1992 году регулярные перевозки по этой морской пассажирской линии и вовсе были отменены.
С развалом СССР пассажирское судоходство на Черном море фактически прекратилось. В середине 90-х годов XX века были редкие попытки организовать регулярные круизные линии на лайнерах Assedo, Odessa Sun, Astoria и других, но все они предполагали организацию путешествий в летний сезон и терпели неудачи из-за неудовлетворительного состояния судов, плохого бизнес-планирования и организации и как следствие — низкого спроса.
Наиболее удачной попыткой возродить регулярное пассажирское судоходство на Черном море стала программа «Шесть столиц Черного моря», которую выполнял небольшой лайнер Adriana с мая по октябрь в 2013 году.
Однако стоит отметить, что в конце 90-х — начале 2000 годов на Черном море работало несколько круглогодичных паромных линий из Одессы в Трабзон, Батуми и Стамбул, из Новороссийска в Стамбул и Трабзон и из Ялты в Трабзон, перевозивших по морю в том числе и пассажиров.
И вот теперь в свой первый зимний круиз отправляется современный круизный лайнер Astoria Grande. Теплоход успешно отработал летнюю круизную программу с отправлением из Сочи и за летний сезон перевез почти 9 тысяч пассажиров. «Согласно статистике, турецкое направление остается актуальным в любое время года, погода радует большим количеством теплых дней, а сама страна — своим колоритом, гостеприимностью и безграничными возможностями для шоппинга. Особый акцент в зимних круизах мы сделаем на развлекательную, экскурсионную и гастрономическую программы», — рассказал круиз-менеджер Miray Cruises Эдуардо Агаджанов.
В программе зимних круизов на лайнере, которая продлится с 17 декабря 2022 года по 28 января 2023 года, будет выполнено семь 7-дневных круизов. Каждый круиз, начинаясь в Сочи, предполагает заходы в Стамбул и порты Анатолийского побережья Черного моря, где среднегодовая температура даже выше, чем в Сочи и составляет +12 — +18 градусов в январе.
Пассажиры Astoria Grande проведут несколько дней в открытом море, насладятся незабываемыми видами во время прохода пролива Босфор, сделают двухдневную остановку в величественном Стамбуле и посетят старинные портовые города с тысячелетней историей — Орду и Трабзон.
Программа на борту будет включать выступление российских и зарубежных звезд, а также специально разработанное праздничное меню от шеф-повара. Особенностью зимних круизов станет разнообразная развлекательная программа, которая гарантированно обеспечит праздничное настроение: ежедневно отдыхающих будут ждать выступления музыкантов, актеров, стендап-шоу и многое другое.
Как видите, на Черном море пассажирская навигация, также как и грузовая, не останавливается в зимний сезон. И на протяжении более 190 лет корабли в море зимой не вызывают ни удивления у исследователей истории судоходства в Черном море, ни испуга у жителей прибрежных городов и туристов. Предприятие, считавшееся в начале XIX века авантюрой, сейчас считается отличным и безопасным времяпрепровождением. А это значит только одно: сейчас ходить по морю на пассажирском судне зимой — вполне безопасно и достаточно комфортно.
Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в ЯндексДзен и Telegram.
Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.